Необходимость совершенствования государственного управления сельских территорий очевидна. За годы реформ подавляющее большинство сельских территорий России пришло в упадок. Характерны наиболее типичные приметы сегодяшнего села: низкая эффективность производства сельхозпроизводителей, неудовлетворительная социальная сфера, низкие доходы населения, безработица, миграция, старение сельского населения, уничтожены производственные постройки бывших колхозов и совхозов. Все это говорит о масштабной разрухе в российской деревне.
Возникает вопрос: почему меры, направленные на развитие сельских территорий России, не дают пока должных результатов?
Первым и, на наш взгляд, значительным шагом по развитию сельских территорий была принятая Правительством Российской Федерации программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2917 годы и на период до 2020 года» (Постановление №598 от 15 июля 2013 г.), для решения задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Программа предусматривала следующие меры:
— повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
— повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
— повышения престижности труда в сельской местности и формирование в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
— улучшению демографической ситуации;
— развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества [5].
Принятию вышеуказанной Программы получили основные негативные причины, сложившиеся в комплексном развитии села и, в первую очередь:
— остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
— высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий;
— низкий уровень комфортности проживания в сельской местности;
— материальное положение большей части сельского населения не позволяла использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства;