Ключевым фактором обеспечения конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов любого уровня являются человеческие ресурсы: их образовательный, профессионально-квалификационный, культурный и социальный потенциалы. В условиях активизации интеграционных процессов и усиления международной конкуренции инвестиции в человеческие ресурсы приобретают первостепенное значение, поскольку конкурентоспособность страны в целом и каждого ее региона напрямую зависит от уровня развития человеческих ресурсов.
Человеческие ресурсы в широком смысле есть совокупность носителей физического, интеллектуального, творческого, психологического потенциалов, компетенций, опыта, навыков, мотивов и целей. В свою очередь, конкурентоспособность человеческих ресурсов понимается нами как такой набор качеств, который определяет преимущества их носителя в системе трудовых отношений по сравнению с другими их участниками. Качества, которые данный набор образуют и по различным критериям оказываются предпочтительнее, чем у других их носителей (конкурентов), представляют собой конкурентные преимущества.
Основу конкурентоспособности составляют характеристики индивидуальных человеческих ресурсов — структура и качество человеческого капитала, такие как:
- физические способности, здоровье, внешние данные (биофизический капитал);
- интеллектуальные — умственные, творческие способности, знания и умения, профессиональный опыт (интеллектуальный капитал);
- психологические качества, моральные и нравственные установки, ценности, стереотипы мышления, взгляды на жизнь, личные мотивации (морально-психологический капитал);
- происхождение, связи, статус, принадлежность к сообществам (социальный капитал);
- коммуникативные способности — умение находить общий язык и «встраиваться» в окружение (коммуникативный капити т. д.
Все перечисленные элементы человеческого капитала становятся объектом управления и развития в рамках компетентностного подхода [1]. Дополнительную необходимость применения компетентностного подхода в управлении человеческими ресурсами в менеджменте, профессионально-техническом образовании и обучении обусловливают: