По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/igt-2-2311-04

Социально-экономические факторы, влияющие на развитие индустрии туризма

Руслан Геннадиевич Харьковский кандидат исторических наук, доцент, директор института управления и государственной службы, ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет им. Владимира Даля», 291034, Луганская Народная Республика, г.о. Луганский, г. Луганск, квартал Молодежный, д. 20а, e-mail: gorkiy.library@mail.ru

Статья посвящена исследованию социально-экономических факторов, влияющих на развитие индустрии туризма. В работе дана краткая предыстория становления индустрии туризма и выделены основополагающие факторы, способствующие развитию туризма на сегодняшний день. Приведены альтернативные классификации рассматриваемых факторов и проанализированы основные аспекты развития туризма в России. Отмечены проблемы отечественного туризма и предложены пути их решения.

Литература:

1. Кларк, П.Ю. Социально-экономическое развитие туристских регионов в России / П.Ю. Кларк // Вестник РМАТ. — 2015. — № 3. — С. 21–27.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Законодательство [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 15.09.2023).

3. Москаленко, О.А. Туризм как приоритетная отрасль развития экономики Кыргызской Республики / О.А. Москаленко // Вестник экономики, права и социологии. — 2015.— № 3. — С. 67–71.

4. Путешествия по стране могут стать драйвером экономики [Электронный ресурс].— URL: https://plus.rbc.ru/news/64785a327a8aa9cb551e33f9 (дата обращения: 15.09.2023).

5. Смагулова, Н.Т., Кемебаева, А.С. Развитие туристской деятельности в Казахстане: социально-экономические факторы / Н.Т. Смагулова, А.С. Кемебаева // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2015. — № 18. — С. 57–61.

6. Яковлева, В.О. Факторы формирования и развития ресурсного потенциала туризма в регионах Российской Федерации / В.О. Яковлева // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2014. — № 6 (90). — С. 182–184.

1. Clark, P. Yu. Socio-economic development of tourist regions in Russia. RMAT Bulletin. 2015, No. 3, pp. 21–27.

2. Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993. Legislation. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed: 09.15.2023).

3. Moskalenko, O.A. Tourism as a priority sector for the development of the economy of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2015, No. 3, pp. 67–71.

4. Traveling around the country can become a driver of the economy. Available at: https:// plus.rbc.ru/news/64785a327a8aa9cb551e33f9 (accessed: 09.15.2023).

5. Smagulova, N.T., Kemebaeva, A. S. Development of tourism activities in Kazakhstan: socio-economic factors. N.T. Smagulova, A. S. Kemebaeva. Eurasian integration: economics, law, politics. 2015, No. 18, pp. 57–61.

6. Yakovleva, V.O. Factors in the formation and development of the resource potential oftourism in the regions of the Russian Federation. News of the St. Petersburg State Economic University. 2014, No. 6 (90), pp. 182–184.

Дата поступления рукописи в редакцию: 30.08.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 10.09.2023.

Слово «туризм» каждый человек понимает по-разному, но в общем смысле туризм представляет собой путешествия в другие места, отличные от того, где, собственно, проживает человек. Сказать, где заканчивается определение туризма, довольно сложно, ведь путешествия могут осуществляться с разной целью и быть разной продолжительности, а потому мы не будем заострять внимание на данном вопросе и перейдем к исследованию непосредственно современного состояния индустрии туризма.

Для начала следует отметить, что туризм на сегодняшний день является одной из наиболее важных отраслей народного хозяйства многих государств. Существуют целые страны, благосостояние которых держится преимущественно на туристской индустрии. К ним можно отнести Камбоджу, Мальту и ряд других государств, обладающих малой территорией и одновременно с тем красивыми природными видами или ценными памятниками истории. Тем не менее туризм развит не только в таких странах, данная индустрия вносит значительную лепту даже в экономику достаточно развитых держав, таких как США, Франция, Великобритания, Испания, ОАЭ и др.

В последнее время индустрия туризма прочно заняла свою нишу в экономиках многих государств и приносит огромные доходы тем странам, правительство которых заботится об увеличении количества туристов. Но возникает вопрос: почему же туризм стал так популярен в последнее время, если в исторической ретроспективе эта сфера деятельности не приносила колоссальных доходов? Ответ на него очень прост: на продолжительном историческом отрезке популяризации туризма не соответствовали социально-экономические факторы.

Начнем, пожалуй, с отношения самого общества к путешествиям. Во времена Древнего мира, Средневековья и раннего Нового времени оставление своего места жительства в большинстве случаев было вызвано либо потребностью в новых ресурсах, либо стремлениями к исследованию неизведанных земель, что, впрочем, тоже вытекает из потребностей общества и государства в большем количестве ресурсов. Туризм, каким он предстает в понимании современного человека, на тот момент не был развит. В ряде стран, в том числе в Российской империи и в СССР до середины XX в., крестьяне долгое время были привязаны к земле, из-за чего вообще не могли покидать свое место жительства, а те, кто мог, делали это преимущественно в поисках нового заработка и жилья. Такие путешествия, на наш взгляд, нельзя назвать туризмом. И сегодня, и прежде для путешествия в новые края и возвращения на свое место жительства требовались определенные средства, а потому туризм изначально зарождался как явление элитарной культуры, ведь только богатый человек мог позволить себе праздно разъезжать по собственной стране или тем более отправиться за границу. Кроме того, народ, который в своем большинстве как в Средние века, так и в Новое время был зачастую далек от культуры, не видел смысла в путешествии ради самого путешествия. А поездку с целью только заработка денег (например, купи-продай с наценкой), по нашему мнению, к туризму относить нельзя.

Для Цитирования:
Руслан Геннадиевич Харьковский, Социально-экономические факторы, влияющие на развитие индустрии туризма. Гостиничное дело. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: