По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Социально-экономическая основа современного отечественного здравоохранения

Сухоруков Алексей Михайлович исполнительный директор Диагностического центра г. Мытищи, аспирант

В статье автор рассматривает социально-экономические аспекты современного российского здравоохранения с учетом возникших в последнее десятилетие, системных противоречий, связанных с ослаблением роли пациента при решении вопросов выбора и финансирования необходимой ему и гарантируемой государством медицинской помощи. Предложены организационно-экономические подходы, усиливающие роль пациента при выборе места и способа лечения заболеваний, при условии его полной информированности, а также обеспечивающие управление финансовыми потоками при достижении результата лечения.

Литература:

1. Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013‒2020 гг. и последующие годы / под ред. проф. Комарова Ю.М. — М., 2013. viperson.ru›…attachment/file/3423/29012014.pdf.

2. Крючков В.Н. Междисциплинарные модели в управленческом консультировании: дисс. ... д-ра экон. Наук: 08.00.05. — Омск, 2005. — 294 с.

3. Тихомиров А.В. Концепция социально-ориентированной модернизации здравоохранения : дисс. ... д-ра мед. наук : 14.00.33 / Тихомиров Алексей Владимирович; [Место защиты: ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы»]. — М., 2008. — 309 с.: ил. (http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/366398.html).

4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ». — М., 2010. — С. 592.

5. Фомин Э.В., Фомина Ю.А. Электронный товарный рынок. Монография. — Омск: Изд-во «Русь», 2008. — 248 с.

6. Пирогов М.В., Успенская И.В., Козаченко С.В. Международный и отечественный опыт реформирования здравоохранения: Монография / приложение к журналу Главврач. — 2012. — № 10. — 84 с.

7. Пирогов М.В., Успенская И.В., Чилилов А.М. Научно-практические аспекты реформирования здравоохранения: Монография / приложение к журналу Главврач. — 2013. — № 1. — 82 с.

О проблемах отечественного здравоохранения написано много. Однако в большинстве работ предлагается единственный путь их решения — увеличение финансирования. Например, разработки под руководством: профессора Ю.М. Комарова [1] или доктора медицинских наук Г.Э. Улумбековой [4]. Безусловно, увеличение расходов на здравоохранение приведет к улучшению ситуации. Но невозможно не заметить, что проблемы в отрасли имеют системный характер. Поэтому и меры по реформированию должны сводиться не только к увеличению финансирования, но и к осуществлению системных преобразований.

В своей монографии [2] доктор экономических наук В.Н. Крючков показывает, что очень продуктивным является использование междисциплинарных моделей, позволяющих применять опыт, накопленный в одной отрасли для решения актуальных задач в другой. Опираясь на данный подход, проведем анализ российской системы здравоохранения, используя модель социоэкономической системы, разработанную кандидатом экономических наук Ю.А. Фоминой [5].

Для эффективно реформирования любой социоэкономической системы (а здравоохранение как раз и является такой системой) необходимо, в первую очередь, решить системные («корневые») проблемы, предварительно обозначив их.

Все попытки провести оптимизацию без устранения этих «корневых» проблем могут привести лишь к «косметическим» (внешним) изменениям. В целях выделения системных проблем отечественного здравоохранения с позиций системного анализа рассмотрим схему работы «идеальной» социоэкономической системы. Затем наложим ее на существующую сегодня систему здравоохранения России.

Эффективное функционирование социоэкономической системы невозможно без синхронной работы двух контуров управления: оперативного и стратегического. Наглядно данный тезис можно показать на примере всем известной «социоэкономической системы», получившей наименование «свободный рынок». Покупатель приходит к продавцу и тот показывает ему образец товара. Если образец устраивает покупателя, то он забирает товар и отдает продавцу деньги. Чем качественней товар, с точки зрения покупателя, и чем лучше продавец обслужит покупателя, раскрыв полностью потребительские свойства данного товара, тем больше денег он заработает. Если товар не устраивает покупателя или его не устраивает обслуживание, то сделка не происходит. Это пример идеальной работы оперативного контура управления. На первый взгляд, все это кажется «общеизвестной» аксиомой рыночных отношений, но именно данный «простой» механизм позволяет покупателю влиять на продавца.

Для Цитирования:
Сухоруков Алексей Михайлович, Социально-экономическая основа современного отечественного здравоохранения. Экономист лечебного учреждения. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: