В России повышение охвата перинатальной профилактикой передачи ВИЧ от матери в последние годы привело к ежегодному уменьшению новых случаев ВИЧ-инфекции среди детей до уровня ниже 2 %. Риск вертикальной передачи ВИЧ менее 0,5 % обеспечивается приемом антиретровирусной терапии (АРТ) до беременности, что позволяет достичь неопределяемой вирусной нагрузки до родов [1, 2]. Увеличение доли пациенток, начавших АРТ до наступления беременности, отмечено в регионах, где изменился социальный статус ВИЧ-инфицированных женщин за счет вовлечения в эпидемию социально благополучных женщин, инфицированных половым путем [3]. Феминизация эпидемии в значительной степени связана с половым путем передачи вируса, однако среди мужчин большинство заразились при употреблении наркотиков, поэтому половым путем чаще всего женщины заражаются именно от мужчин этой уязвимой группы [4].
Достижению неопределяемого уровня вирусной нагрузки способствуют мероприятия по своевременной диагностике ВИЧ-инфекции и выявление факторов высокого риска заражения ВИЧ у беременных, полноценная химиопрофилактика во время беременности и родов, а также отказ от грудного вскармливания ребенка в первые полтора года жизни. При этом на момент постановки на учет по беременности ВИЧ-инфекция бывает диагностирована впервые во время беременности у 26,1 % женщин [5, 6].
Высокий удельный вес женщин с определяемым уровнем репликации ВИЧ перед родами требует изменений в организации работы по повышению и сохранению приверженности проводимому лечению у женщин, прежде всего из групп риска. Незаконное употребление наркотиков в значительной степени связано с отсутствием дородового ухода, а отсутствие тестирования на ВИЧ до родов в значительной степени связано с перинатальной передачей ВИЧ. Для решения данной проблемы следует развивать программы, направленные на «низкопороговый» доступ, дальнейшее сопровождение беременных и родивших женщин с привлечением мультидисциплинарных команд специалистов [7–9].
Материнские факторы риска (внутривенное употребление наркотиков, сексуальное поведение с высоким риском, сопутствующее заражению вирусом, принадлежность к группам меньшинств с высокой распространенностью) требуют продолжения скрининга матерей и детей, в том числе и с отрицательными результатами пренатального скрининга, вплоть до окончания грудного вскармливания [10–12]. Социальные факторы как наиболее значимые также включаются в систему оценки степени потенциального риска инфицирования контактных и при других социально обусловленных заболеваниях [13].