По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.046.24 DOI:10.33920/pol-01-2502-07

Социальная защита граждан пожилого возраста: ресурсы социального обеспечения

Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, ORCID 0009‑0006‑0522‑040Х, e-mail: dashasadovina09@gmail.com
Испулова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, ORCID 0000‑0002‑9997‑7174, e-mail: sispulova@mail.ru

На любом этапе экономического развития одной из главных задач для каждого государства является обеспечение доступности и устойчивости систем социального обеспечения. Особое место при реализации социальной политики занимает пенсионное обеспечение, функционирование которой отражает уровень экономического развития и в тоже время оказывает влияние на макроэкономическое положение страны. В России многократное реформирование пенсионной системы направлено на достижение основных задач пенсионного обеспечения: финансовой обеспеченности пенсионной системы в долгосрочной перспективе и приемлемого уровня пенсионного обеспечения. Данная статья посвящена анализу особенностей системы социального обеспечения граждан пожилого возраста.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: Принята движение цен под влиянием всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом макроэкономических факторов Он поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ способствует определению главного от 30.12.2008 № 6-ФКЗ рыночного тренда тренд, от 30.12.2008 № 7- главное направление динамики ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 рыночной цены однако -ФКЗ, от 21.07.2014 N для определения конкретного 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014 момента совершения сделки. — № 31. — Ст. 4398.

2. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2541190/ (дата обращения: 18.06.2024).

3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 17.12.2001. — N 51. — ст. 4831.

4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70552688/ (дата обращения: 29.09.2024).

5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 17.12.2001. — N 51. — ст. 4832.

6. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 24.12.2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4920.

7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 27.11.1995. — N 48. — ст. 4563.

8. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 29.07.2002. — N 30. — ст. 3028.

9. Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Собрание законодательства РФ. — 05.05.2008. — N 18. — ст. 1943.

10. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. — N 19. — 11.05.1998. — ст. 2071.

11. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ. — 01.04.1996. — N 14. — ст. 1401.

12. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ // Собрание законодательства РФ. — 31.12.2012. — N 53 (часть II). — ст. 8029.

13. Дмитриев, М. Э. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / М. Э. Дмитриев. — СПб.: Норма, 2021. — 236 с.

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii: Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 2014. — № 31. — St. 4398.

2. Konvenciya № 102 Mezhdunarodnoj organizacii truda «O minimal’nyh normah social’nogo obespecheniya» (Zaklyuchena v g. ZHeneve 28.06.1952). Garant. [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/2541190/ (data obrashcheniya: 18.06.2024).

3. Federal’nyj zakon ot 15.12.2001 N 166-FZ (red. ot 01.07.2017) «O gosudarstvennom pensionnom obespechenii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 17.12.2001. — N 51. — st. 4831.

4. Federal’nyj zakon ot 28 dekabrya 2013 g. № 400-FZ «O strahovyh pensiyah». Garant. [Elektronnyj resurs]. URL: https:// base.garant.ru/70552688/ (data obrashcheniya: 29.09.2024).

5. Federal’nyj zakon ot 15.12.2001 N 167-FZ (red. ot 29.07.2017) «Ob obyazatel’nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 17.12.2001. — N 51. — st. 4832.

6. Federal’nyj zakon ot 17.12.2001 N 173-FZ (red. ot 04.06.2014, s izm. ot 19.11.2015) «O trudovyh pensiyah v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 24.12.2001. — N 52 (1 ch.). — st. 4920.

7. Federal’nyj zakon ot 24.11.1995 N 181-FZ (red. ot 30.10.2017) «O social’noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 27.11.1995. — N 48. — st. 4563.

8. Federal’nyj zakon ot 24.07.2002 N 111-FZ (red. ot 18.07.2017) «Ob investirovanii sredstv dlya finansirovaniya nakopitel’noj pensii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 29.07.2002. — N 30. — st. 3028.

9. Federal’nyj zakon ot 30.04.2008 N 56-FZ (red. ot 04.11.2014) «O dopolnitel’nyh strahovyh vznosah na nakopitel’nuyu pensiyu i gosudarstvennoj podderzhke formirovaniya pensionnyh nakoplenij» // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 05.05.2008. — N 18. — st. 1943.

10. Federal’nyj zakon ot 07.05.1998 N 75-FZ (red. ot 26.07.2017) «O negosudarstvennyh pensionnyh fondah» // Sobranie zakonodatel’stva RF. — N 19. — 11.05.1998. — st. 2071.

11. Federal’nyj zakon ot 01.04.1996 N 27-FZ (red. ot 28.12.2016) «Ob individual’nom (personificirovannom) uchete v sisteme obyazatel’nogo pensionnogo strahovaniya» // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 01.04.1996. — N 14. — st. 1401.

12. Rasporyazhenie Pravitel’stva RF ot 25 dekabrya 2012 g. N 2524-r O Strategii dolgosrochnogo razvitiya pensionnoj sistemy RF // Sobranie zakonodatel’stva RF. — 31.12.2012. — N 53 (chast’ II). — st. 8029.

13. Dmitriev, M. E. Pensionnaya reforma v Rossii: prichiny, soderzhanie, perspektivy / M. E. Dmitriev. — SPb.: Norma, 2021. — 236 s.

На протяжении трех десятилетий в России происходит реформирование и совершенствование пенсионной системы, но до сих пор не достигнуты ее сбалансированность и финансовая устойчивость. В разное время в качестве образца был использован опыт построения пенсионной системы в Чили и Швеции. Но если чилийская и шведская пенсионные реформы считаются успешными, то очередной этап российской пенсионной реформы сталкивается с серьезными проблемами, которые требуют внесения дополнительных корректировок. Анализ подходов к построению и развитию национальных пенсионных систем позволит рассмотреть международный опыт решения задач пенсионного обеспечения и противодействия социально-экономическим и демографическим вызовам.

Несмотря на постоянное совершенствование пенсионного законодательства, экономический механизм государственного регулирования требует дальнейшего развития для достижения необходимого уровня пенсионной системы. Неэффективность экономического механизма формирования пенсионных прав граждан проявляется в низком уровне пенсий, относительно заработной платы, проблемах долгосрочной финансовой сбалансированности страховой пенсионной системы. Проводимые в России пенсионные реформы не решили поставленные задачи, все возрастающее общественное значение приобрели вопросы социальной защиты населения: совершенствование пенсионного законодательства, регулирование тарифов страховых отчислений, индексация пенсий.

Тема работы достаточно подробно прорабатывалась в различное время многими учеными. Изучали реформы пенсионной системы Е. Б. Павлова, Г. А. Барышева, К. А. Рябова и И. В. Хлебникова. Другие ученые, например, Ю. В. Шильцова, К. В. Швандар и Е. В. Костырин проводили сравнительный анализ пенсионный системы России и ее реформ с иностранными аналогами. Проблемы пенсионной системы и ее реформ выделяли И. А. Зайцева, Ю. И. Никифорова и А. А. Бисултанова. Именно эти работы стали основой для данного исследования. Особенно необходимо выделить позицию К. В. Швандара: «Совершенствование законодательства по накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации будет успешным в том случае, если его проводить в русле уже существующего мирового опыта в данной сфере» [8]. Действительно, изучение иностранного опыта даст возможность усовершенствовать нашу пенсионную систему, а потому некоторые его элементы будут представлены.

Для Цитирования:
Садовина Дарья Евгеньевна, Испулова Светлана Николаевна, Социальная защита граждан пожилого возраста: ресурсы социального обеспечения. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: