По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.4:314.6 DOI:10.33920/pol-01-2408-04

Социальная терапия в работе с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации

Султанова Елизавета Александровна магистрант кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 140704, Российская Федерация, Московская область, г. Шатура, пр-кт Ильича 53, кв. 13; e-mail: liza.sultanova.01@mail.ru
Олейник Елена Викторовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38; E-mail: oleynik.ev@mail.ru

В данной статье рассмотрены проблемы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в контексте методов, средств и ресурсов, которые могут быть применены в сфере социальной терапии для помощи таким семьям. Проанализированы причины возникновения неблагополучных семей, возможные способы и подходы в социальной работе.

Литература:

1. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. URL: https://dszn.ru/(дата обращения: 13.06.2024).

2. Испулова С. Н., Прошкина А. А., Садовина Д. Е. Социальная терапия как технология социальной работы с детьми из семей в трудной жизненной ситуации // Социальная политика и социальное партнерство. 2023. № 8. С. 491-502.

3. Наставничество в социальном сопровождении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации: сборник методических рекомендаций для специалистов социальной сферы/Т. А. Безенкова, И. В. Гурьянова, С. Н. Испулова [и др.]. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2019. — 132 с.

4. Пьянкова Л. А., Хомичева В. Е. Понятие социальной терапии как метода решения социально-психологических проблем // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 2. С. 24-30.

5. Расулев А., Муродов А. Понятие неблагополучной семьи и ее социальная опасность // ОИИ. 2021. № 1. С. 32-36 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-neblagopoluchnoy-semi-i-ee-sotsialnaya-opasnost (дата обращения: 13.06.2024).

6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

7. Черникова Т. А., Шайдукова Л. Д., Николаева Л. А Особенности социальной работы с неблагополучными семьями// МНИЖ. 2020. № 10-2 (100). С. 127-129.

1. Department of Labor and Social Protection of the Population of Moscow. Available at: https://dszn.ru/(accessed: 06/13/2024). (In Russ.)

2. Ispulova S.N., Proshkina A.A., Sadovina D.E. Sotsialnaia terapiia kak tekhnologiia sotsialnoi raboty s detmi iz semei v trudnoi zhiznennoi situatsii [Social therapy as a technology of social work with children from families in difficult life situations] // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. 2023. No. 8. P. 491-502. (In Russ.)

3. Nastavnichestvo v sotsialnom soprovozhdenii semei s detmi, nakhodiashchikhsia v sotsialno opasnom polozhenii i inoi trudnoi zhiznennoi situatsii: sbornik metodicheskikh rekomendatsii dlia spetsialistov sotsialnoi sfery [Mentoring in social support of families with children who are in a socially dangerous situation and other difficult life situations: a collection of methodological recommendations for specialists in the social sphere] / T.A. Bezenkova, I.V. Gurianova, S.N. Ispulova [et al.]. – Magnitogorsk: G.I. Nosov Magnitogorsk State Technical University. 2019. – 132 p. (In Russ.)

4. Piankova L.A., Khomicheva V.E. Poniatie sotsialnoi terapii kak metoda resheniia sotsialno-psikhologicheskikh problem [The concept of social therapy as a method of solving socio-psychological problems] // Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy]. 2019. No. 2. P. 24-30. (In Russ.)

5. Rasulev A., Murodov A. Poniatie neblagopoluchnoi sem'i i ee sotsialnaia opasnost [The concept of a dysfunctional family and its social danger] // OII. 2021. No. 1. P. 32-36. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatieneblagopoluchnoy-semi-i-ee-sotsialnaya-opasnost (accessed: 06/13/2024). (In Russ.)

6. Federal Law of July 24, 1998 N 124-FZ (as amended on April 28, 2023) “On the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation”. (In Russ.)

7. Chernikova T.A., Shaidukova L.D., Nikolaeva L.A. Osobennosti sotsialnoi raboty s neblagopoluchnymi semiami [Features of social work with dysfunctional families] // MNIZH. 2020. No. 10-2 (100). P. 127–129. (In Russ.)

Трансформации в экономике и социально-культурной среде, происходящие в современности, оказывают негативное влияние на некоторые семьи. Различные социально-экономические проблемы, существующие в обществе, к сожалению, приводят семью к различным проявлениям неблагополучия: алкоголизм, нехватка ресурсов и к общему дисфункциональному состоянию. Кроме того, не стоит забывать и про продолжающийся демографический кризис. В такой обстановке необходимо предпринимать методы социальной помощи семьям, которые не способны помочь себе самостоятельно с целью возвращения их к нормальной жизни.

Первоначально необходимо операционализировать определение неблагополучной семьи. Часто при неблагополучии семьи особенно страдают дети. В нашей стране принято уделять особое внимание социальной работе с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В законодательстве есть определение ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации — это дети, дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным и общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [6]. В случае семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, некоторые из этих критериев можно экстраполировать и на одного или обоих родителей. Кроме того, подход определения неблагополучия может быть рассмотрен в материальном аспекте, например, при отсутствии условий для благоприятного проживания ребенка, при безработных родителях, а также и в психологическом, что обычно называется «дисфункциональной» семьей, в которой, с точки зрения материального обеспечения, проблемы могут отсутствовать. В подобных семьях, за внешним финансовым благополучием, может скрываться реальная опасность для здоровья и жизни ребенка, так что крайне важно не приуменьшать влияние неблагонадежной психологической атмосферы в семье. Все же, как правило, при неблагонадежной атмосфере в семье, будет присутствовать как материальное неблагополучие, так и проявления психологического. Соответственно, в семье в ТЖС присутствует ряд факторов, которые мешают членам семьи нормально функционировать в обществе и при этом подобную проблему такая семья решить самостоятельно не может.

Для Цитирования:
Султанова Елизавета Александровна, Олейник Елена Викторовна, Социальная терапия в работе с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: