По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Социальная сфера в Словении: современное состояние и особенности финансирования

Юрий Константинович Князев главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор, доктор экономических наук, контактный телефон: 8-495-993-86-40

В статье излагаются особенности функционирования трех секторов социальной сферы в Словении: пенсионной системы, здравоохранения и социального попечительства. Упор делается на вопросы финансирования этих систем и актуальные проблемы их деятельности и дальнейшего реформирования. Предлагается авторское видение нового подхода к финансированию социальной сферы не на индивидуальном или солидарном принципах, а на основе прямого покрытия необходимых расходов из государственного бюджета, увеличивающегося по мере роста общественной производительности труда независимо от численности занятых в экономике работников.

Литература:

1. Analiza zdravstvenega sistema v Sloveniji (2015) Ljubljana: Ministrstvo za zdravlje [Analysis of medical system in Slovenia: Ljubljana: Ministry of medical care (In Slovenian)].

2. Bela knjiga o pokojninah (2016) Ljubljana: Ministrstvo za delo, družina in socialne zadeve [White book about pensioners. Ljubljana: Ministry of labour, family and social affairs (In Slovenian)].

3. Finansiranje sistemov socialne zaščite (2019) // Economski izzivi 2019. [Financing of systems of social care / Ekonomski izzivi 2019 (In Slovenian)]

4. Majcen B., ček M. (2014) Ocena dolgoročne javnofinančne vzdržnosti zdravstvenega sistema in možnih virov finansiranja. Ljubljana: Institut za ekonomska raziskovanja. [Majcen B., ček M. Appreciation of long-term financial sustainability of medical care system and possible sources of financing. Ljubljana: Institute of economic studies (In Slovenian) [Druft-act].

5. Predlog zakona o dolgotrajnoj oskrbi in zavarovanju za dolgotrajno oskrbo (2017) [Project of law about log-term guardianship and insurance for long-term guardianship (In Slovenian)].

1. Analiza zdravstvenega sistema v Sloveniji (2015) Ljubljana: Ministrstvo za zdravlje [Analysis of medical system in Slovenia: Ljubljana: Ministry of medical care (In Slovenian)].

2. Bela knjiga o pokojninah (2016) Ljubljana: Ministrstvo za delo, družina in socialne zadeve [White book about pensioners. Ljubljana: Ministry of labour, family and social affairs (In Slovenian)].

3. Finansiranje sistemov socialne zaščite (2019) // Economski izzivi 2019. [Financing of systems of social care / Ekonomski izzivi 2019 (In Slovenian)]

4. Majcen B., ček M. (2014) Ocena dolgoročne javnofinančne vzdržnosti zdravstvenega sistema in možnih virov finansiranja. Ljubljana: Institut za ekonomska raziskovanja. [Majcen B., ček M. Appreciation of long-term financial sustainability of medical care system and possible sources of financing. Ljubljana: Institute of economic studies (In Slovenian) [Druft-act].

5. Predlog zakona o dolgotrajnoj oskrbi in zavarovanju za dolgotrajno oskrbo (2017) [Project of law about log-term guardianship and insurance for long-term guardianship (In Slovenian)].

Словения известна не только как одна из самых экономически развитых стран постсоциалистического мира, но и как наиболее последовательное социальное государство. Заслуживающий внимания словенский опыт развития социальной сферы касается прежде всего систем пенсионного обеспечения, здравоохранения и долгосрочной помощи нуждающимся гражданам.

Эта система в Словении реформировалась несколько раз. Принятый в 2000 г. закон о пенсионном обеспечении закрепил три вида страхования: 1) основное обязательное страхование пенсионеров и инвалидов, 2) дополнительное обязательное профессиональное страхование, 3) добровольное пенсионное страхование (индивидуальное и коллективное), которое включает рентное и пожизненное страхование, взаимное страхование из общих фондов, паевое страхование.

Источниками средств для основного обязательного страхования служат социальные взносы работодателей в зависимости от численности наемных работников плюс доплата из госбюджета для покрытия дефицита страхового фонда. Эти средства расходуются по принципу солидарности поколений при выплате пенсий по старости, инвалидности и смерти застрахованных.

Дополнительное обязательное профессиональное страхование финансируется работодателями, занимающимися особо тяжелыми и опасными для здоровья видами бизнеса. Отчисления на этот вид страхования поступают на особые счета, с которых производятся страховые выплаты. В конце 2018 г. дополнительную страховку получали 548189 работников, что составляло 57,5 % всех застрахованных.

Добровольным индивидуальным страхованием было охвачено 3,7 % пенсионеров, что гораздо меньше, чем в среднем по ЕС. Оно не зависит от статуса занятых и осуществляется строго по желанию работников.

В 2017 г. совокупное финансовое обременение домохозяйств составляло 100,8 % ВВП. Финансовые обязательства, в основном по кредитам, достигали 31 % ВВП (в ЕС-28 эти показатели равнялись 224,6 и 66 % ВВП соответственно). Большая часть финансового состояния домохозяйств (50,4 %) приходилось в указанном году на наличные денежные средства и депозиты в банках (в странах ЕС — около 31 %). В 2018 г. финансовое состояние словенских домохозяйств складывалось из имущества (26 %), наличных денег и депозитов (51 %), поступлений пенсионных средств (16 %), кредитов (2 %), долговых расписок (0,4 %) и прочих источников (5 %).

Для Цитирования:
Юрий Константинович Князев, Социальная сфера в Словении: современное состояние и особенности финансирования. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: