По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.048.6–056.3 DOI:10.33920/pol-01-2508-04

Социальная реабилитация детей с расстройством аутистического спектра в Российской Федерации и за рубежом

Испулова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», Россия, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: sispulova@mail.ru

Анализ имеющихся теоретических сведений позволяет заключить, что расстройства аутистического спектра (РАС) являются комплексными ментальными нарушениями, обусловленными органическими поражениями головного мозга или дисфункцией центральной нервной системы. Социальная адаптация для детей с аутизмом является многоаспектной и непростой задачей. Трудности обусловлены отклонениями в поведении, недостаточным вниманием к окружающей обстановке и сложностями в имитации действий, выражении эмоций и усвоении социальных норм. Эти факторы препятствуют полноценному взаимодействию с окружающими и негативно влияют на формирование личности, что приводит к социальной изоляции. Ребенок испытывает затруднения в установлении контактов, понимании социальных сигналов и адекватном реагировании на различные ситуации. Для повышения уровня жизни детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, требуется сосредоточить усилия на двух тесно связанных областях деятельности. Первая область предполагает формирование новых умений, включая социальные, коммуникативные и бытовые навыки, которые облегчат адаптацию ребенка к окружающей действительности и установление контактов с окружающими. Вторая область охватывает коррекцию нежелательных поведенческих реакций, таких как агрессивное поведение, самоповреждения и иные формы поведения, препятствующие социализации и вовлечению в социум.

Литература:

1. Акатов, Л.И. Что же такое аутизм? аутизм: болезнь или гениальность? / Л.И. Акатов // Дефектология. — 2017. № 2. — С. 32–40.

2. Аксеченко, Н.Ю. О ключевых проблемах аутизма. сенсорные аспекты аутизма / Н.Ю. Аксеченко // Работник социальной службы. — 2022. — № 3. — С. 70–73.

3. Асикритов, В.И. Применение альтернативной системы коммуникации с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра / В.И. Асикритов // Социальное обслуживание. — 2023. — № 1. — С. 42–52.

4. Барон-Коэн, С. Искатели закономерностей: как аутизм способствует человеческой изобретательности / С. Барон-Коэн / перевод с английского М. Смирновой. М.: Альпина-нон-фикшн, 2023. — 317 с.

5. Бондаренко, Г.И. Аутизм — вопросы дифференциальной диагностики и верификации диагноза / Г.И. Бондаренко // Дефектология. — 2021. — № 3. — С. 12–26.

6. Власова, Т. А., Распространенность аутизма: подлинная и мнимая / Т.А. Власова, М.С. Певнер. — М.: Просвещение, 2020. — 208 с.

7. Волкмар, Ф. Комплексное руководство для родителей и специалистов помогающих профессий / Ф. Волкмар, Л. Вайзнер / пер. с англ. У. Жарниковой / науч. ред. С. Анисимова. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2025. — 552 с.

8. Волкмар, Ф. Расстройства аутистического спектра в первые годы жизни: исследования, оценка и лечение / составители К. Чаварска, Ф.Р. Волкмар / перевод с английского А. Комаринец. — М.: Городец, 2022. — С. 26–35.

9. Галанина, Ж.А. Специфика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе / Ж.А. Галагига // Психология. — 2024. — № 6. — С. 37–40.

10. Грэндин, Т. Картинки в голове: и другие рассказы о моей жизни с аутизмом / Т. Грэндин / пер. с англ. О. Новицкой. М.: Альпина нон-фикшн, 2023–416 с.

11. Данников, Е.А. Особенности коммуникативного развития у детей с аутизмом / Е.А. Данников // Работник социальной службы. — 2023. — № 3. — С. 19–21.

12. Егорова, Т.В. Инклюзивное образование — доступное образование — безбарьерная среда / Т.В. Егорова. М.: РИНЦ, 2019. 211 с.

13. Екжанова, Е.А. Аутизм в России: противоречивое поле диагностики и статистики / Е.А. Егорова // Дефектология. — 2019. — № 6 — С. 25.

14. Журнал Аутизм это. Текст: электронный — URL: https://autismjournal.help/tag/nauchnye-issledovaniya (дата обращения: 21.05.2025).

15. Караневская, О.В. Методические рекомендации по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в стационарных учреждениях социального обслуживания / О.В. Караневская. М.: Теревинф, 2022. — 252 с.

16. Касенова, Г.Т. Дайджест основных положений учения об аутизме / Г.Т. Касенова, К.З. Садуакасова, Р.Б. Исаева // Наука и здравоохранение. 2021. — Т. 23. — № 5. — С. 194–202.

17. Козари, К. Программа JASPER для детей с аутизмом. Развитие совместного внимания, символической игры, вовлеченности и регуляции / К. Казари, А.К. Гулсруд, С. Шир, К. Стробридж. М.: Альпина ПРО, 2023. — 383 с.

18. Койчуманова, С.В. Основные направления в исследовании детей с расстройством аутистического спектра / С.В. Койчуманова // Инновационные технологии обучения. — 2023. — № 19. С. 199–202.

19. Маллер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с РАС / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. — М., Педагогика, 2021. — С. 23–35.

20. Малофеев, Н.Н. Аутизм — мировая катастрофа: статистика, исследования (обзор) / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 2022. № 6 — С. 3.

21. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра. Кодирование по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем: F84.0, F84.1, F84.4, F84.5, F84.8, F84.9 — Год утверждения — 2024.

22. Михайлева, Е.А. Реабилитация и адаптация детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями в условиях социально-реабилитационного центра / Е.А. Михайлева // Социальное обслуживание. — 2021. — № 5. — С. 62–75.

23. Морозова, С.С. Клинико-психологическая структура аутизма / С.С. Морозова. — М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2022. — 25 с.

24. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., Теревинф, 2021. — С. 18–19.

25. Официальный сайт АНО помощи детям и взрослым с особыми потребностями «Звездный дождь» Текст: электронный — URL: https://zvezda74.ru/programs_children/ (дата обращения: 30.05.2025).

26. Официальный сайт Министерства Здравоохранения России Текст: электронный — URL: https://minzdrav.gov.ru/ (дата обращения: 13.05.2025).

27. Официальный сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики» Текст: электронный — URL: https://ikp-rao.ru/ (дата обращения: 15.05.2025)

28. Официальный сайт Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Текст: электронный — URL: https://serbsky.ru/ (дата обращения: 12.05.2025).

29. Официальный сайт Фонда «Обнаженные сердца» Текст: электронный — URL: https://nakedheart.ru/ (дата обращения: 25.05.2025).

30. Официальный сайт Центра по контролю и профилактике заболеваний США Текст: электронный — URL: https://www.cdc. gov/ (дата обращения: 15.05.2025).

31. Садуакасова, К.З. Аутизм и аутистикоподобные расстройства некоторые аспекты дифференциальной диагностики аутизма / К.З. Садуакасова, Г.С. Святова, Г.Т. Касенова, А.М. Кондыбаева // Фармация Казахстана. — 2023. — № 5. — С. 191–198.

32. Семаго, Н.Я. Исследование адаптивности ускоренных тестов по выявлению функции нежелательного поведения у детей с аутизмом / Н.Я. Семаго // Дефектология. — 2020. — № 1. — С. 66–75.

33. Суетина, О.П. Игровые занятия в малой инклюзивной группе как средство помощи детям раннего возраста с признаками расстройства аутистического спектра / О.П. Суетина // Альманах Института коррекционной педагогики. 2024. — № 1. — С. 12–14.

34. Танцюра, С.Ю. Помощь особенным детям: детям с аутизмом / С.Ю. Танцюра // Логопед. — 2023. — № 3. — С. 5.

35. Хаитова, А.И. Основные направления современных исследований социально-экономических проблем социализации детей, имеющих диагноз РАС / А.И. Хаитова, Н.А. Гончарова, Е.Н. Макарова // Глобальный научный потенциал. — 2023. — № 7 (148). — С. 229–231.

36. Чечерина, И.Е. Новая теория о причинах возникновения аутизма / И.Е. Чечерина, Р.Ю. Абдрахманова // Социальная работа. — 2021. — № 1. — С. 32–34.

1. Akatov L.I. Chto zhe takoe autizm? autizm: bolezn ili genialnost? [What is autism? Autism: disease or genius?] / L.I. Akatov // Defektologiia [Defectology]. — 2017. — No. 2. — P. 32–40. (In Russ.)

2. Aksechenko N.Iu. O kliuchevykh problemakh autizma. sensornye aspekty autizma [On the key problems of autism: sensory aspects of autism] / N.Iu. Aksechenko // Rabotnik sotsialnoi sluzhby [Social Service Worker]. — 2022. — No. 3. — P. 70–73. (In Russ.)

3. Asikritov V.I. Primenenie alternativnoi sistemy kommunikatsii s detmi, stradaiushchimi rasstroistvom autisticheskogo spektra [The use of alternative communication systems with children suffering from autism spectrum disorder] / V.I. Asikritov // Sotsialnoe obsluzhivanie [Social Work]. — 2023. — No. 1. — P. 42–52. (In Russ.)

4. Baron-Cohen S. Pattern seekers: how autism drives human invention / S. Baron-Cohen / Translated from English by M. Smirnova. — Moscow: Alpina Non-Fiction, 2023. — 317 p. (In Russ.)

5. Bondarenko G.I. Autizm — voprosy differentsialnoi diagnostiki i verifikatsii diagnoza [Autism — issues of differential diagnosis and verification of diagnosis] / G.I. Bondarenko // Defektologiia [Defectology]. — 2021. — No. 3. — P. 12–26. (In Russ.)

6. Vlasova T.A. Rasprostranennost autizma: podlinnaia i mnimaia [Prevalence of autism: real and apparent] / T.A. Vlasova, M.S. Pevner. — Moscow: Prosveshchenie, 2020. — 208 p. (In Russ.)

7. Volkmar F. Comprehensive guide for parents and helping professionals / F. Volkmar, L. Weisner / Translated from English by U. Zharnikova / Scientific Editor S. Anisimova. — Yekaterinburg: Rama Publishing, 2025. — 552 p. (In Russ.)

8. Volkmar F. Autism spectrum disorders in the early years: research, assessment, and treatment / Compiled by K. Chavarska, F.R. Volkmar / Translated from English by A. Komarinets. — Moscow: Gorodets, 2022. — P. 26–35. (In Russ.)

9. Galanina Zh.A. Spetsifika obucheniia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia v obshcheobrazovatelnoi shkole [Specifics of teaching children with disabilities in general education schools] / Zh.A. Galaniga // Psikhologiia [Psychology]. — 2024. — No.

6. — P. 37–40. (In Russ.)

10. Grandin T. Pictures in my head: and other stories about my life with autism / T. Grandin / Translated from English by O. Novitskaia. — Moscow: Alpina Non-Fiction, 2023. — 416 p. (In Russ.)

11. Dannikov E.A. Osobennosti kommunikativnogo razvitiia u detei s autizmom [Features of communicative development in children with autism] / E.A. Dannikov // Rabotnik sotsialnoi sluzhby [Social Service Worker]. — 2023. — No. 3. — P. 19–21. (In Russ.)

12. Egorova T.V. Inkliuzivnoe obrazovanie — dostupnoe obrazovanie — bezbariernaia sreda [Inclusive education — accessible education — barrier-free environment] / T.V. Egorova. — Moscow: RINC, 2019. — 211 p. (In Russ.)

13. Ekzhanova E.A. Autizm v Rossii: protivorechivoe pole diagnostiki i statistiki [Autism in Russia: a contradictory field of diagnosis and statistics] / E.A. Ekzhanova // Defektologiia [Defectology]. — 2019. — No. 6. — P. 25. (In Russ.)

14. Journal Autism Is. Text: Electronic — Available at: https://autismjournal.help/tag/nauchnye-issledovaniya (accessed: 05/21/2025). (In Russ.)

15. Karanevskaia O.V. Metodicheskie rekomendatsii po ispolzovaniiu alternativnoi i dopolnitelnoi kommunikatsii (ADK) v statsionarnykh uchrezhdeniiakh sotsialnogo obsluzhivaniia [Methodological Recommendations for the Use of Alternative and Augmentative Communication (AAC) in Residential Social Service Institutions] / O.V. Karanevskaia. — Moscow: Terevinf, 2022. — 252 p. (In Russ.)

16. Kasenova G.T. Daidzhest osnovnykh polozhenii ucheniia ob [Digest of key provisions of autism theory] / G.T. Kasenova, K.Z. Saduakassova, R.B. Isaeva // Nauka i zdravookhranenie [Science and Health Care]. — 2021. — Vol. 23. — No. 5. — P. 194–202. (In Russ.)

17. Kozari, K. The JASPER Program for Children with Autism. Development of Joint Attention, Symbolic Play, Engagement, and Regulation / K. Kazari, A.K. Gulsrud, S. Shir, K. Strawbridge. Moscow: Alpina PRO, 2023. — 383 p. (In Russ.)

18. Koichumanova S.V. Osnovnye napravleniia v issledovanii detei s rasstroistvom autisticheskogo spektra [Main directions in the study of children with autism spectrum disorder] / S.V. Koichumanova // Innovatsionnye tekhnologii obucheniia [Innovative Learning Technologies]. — 2023. — No. 19. P. 199–202. (In Russ.)

19. Maller A.R. Obuchenie, vospitanie i trudovaia podgotovka detei s RAS [Education, upbringing and work training of children with ASD] / A.R. Maller, G.V. Tsikoto. — M., Pedagogy, 2021. — P. 23–35. (In Russ.)

20. Malofeev N.N. Autizm — mirovaia katastrofa: statistika, issledovaniia (obzor) [Autism is a global catastrophe: statistics, research (review)] / N.N. Malofeev // Defektologiia [Defectology]. — 2022. No. 6 — P. 3. (In Russ.)

21. Ministry of Health of the Russian Federation. Clinical guidelines. Autism spectrum disorders. Coding according to the International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: F84.0, F84.1, F84.4, F84.5, F84.8, F84.9 — Year of approval — 2024. (In Russ.)

22. Mikhailova E.A. Reabilitatsiia i adaptatsiia detei i podrostkov s ogranichennymi fizicheskimi i umstvennymi vozmozhnostiami v usloviiakh sotsialno-reabilitatsionnogo tsentra [Rehabilitation and adaptation of children and adolescents with limited physical and mental abilities in the conditions of a social rehabilitation center] / E.A. Mikhailova // Sotsialnoe obsluzhivanie [Social Services]. — 2021. — No. 5. — P. 62–75. (In Russ.)

23. Morozova S.S. Kliniko-psikhologicheskaia struktura autizma [Clinical and psychological structure of autism] / S.S. Morozova. — M.: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2022. — 25 p. (In Russ.)

24. Nikolskaia O.S. Autichnyi rebenok. Puti pomoshchi [Autistic child. Ways to help] / O.S. Nikolskaia, E.R. Baenskaia, M.M. Libling. M., Terevinf, 2021. — P. 18–19. (In Russ.)

25. Official website of the ANO for assistance to children and adults with special needs «Star Rain» Text: electronic — Available at: https://zvezda74.ru/programs_children/ (accessed: 05/30/2025). (In Russ.)

26. Official website of the Ministry of Health of Russia Text: electronic — Available at: https://minzdrav.gov.ru/ (accessed: 05/13/2025). (In Russ.)

27. Official website of the Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Correctional Pedagogics» Text: electronic — Available at: https://ikp-rao.ru/ (accessed: 05/15/2025). (In Russ.)

28. Official website of the Federal Medical Research Center for Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky Text: electronic — Available at: https://serbsky.ru/ (accessed: 05/12/2025). (In Russ.)

29. Official website of the Naked Heart Foundation Text: electronic — Available at: https://nakedheart.ru/ (accessed: 05/25/2025). (In Russ.)

30. Official website of the US Centers for Disease Control and Prevention Text: electronic — Available at: https://www.cdc.gov/ (accessed: 05/15/2025). (In Russ.)

31. Saduakasova K.Z. Autizm i autistikopodobnye rasstroistva nekotorye aspekty differentsialnoi diagnostiki autizma [Autism and autistic-like disorders: some aspects of differential diagnostics of autism] / K.Z. Saduakasova, G.S. Sviatova, G.T. Kasenova, A.M. Kondybaeva // Farmatsiia Kazakhstana [Pharmacy of Kazakhstan]. — 2023. — No. 5. — P. 191–198. (In Russ.)

32. Semago N.Ia. Issledovanie adaptivnosti uskorennykh testov po vyiavleniiu funktsii nezhelatelnogo povedeniia u detei s autizmom [Study of adaptability of accelerated tests for detection of function of undesirable behavior in children with autism] / N.Ia. Semago // Defektologiia [Defectology]. — 2020. — No. 1. — P. 66–75. (In Russ.)

33. Suetina O.P. Igrovye zaniatiia v maloi inkliuzivnoi gruppe kak sredstvo pomoshchi detiam rannego vozrasta s priznakami rasstroistva autisticheskogo spektra [Game activities in a small inclusive group as a means of helping young children with signs of autism spectrum disorder] / O.P. Suetina // Almanakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki [Almanac of the Institute of Correctional Pedagogics]. 2024. — No. 1. — P. 12–14. (In Russ.)

34. Tantsiura S.Iu. Pomoshch osobennym detiam: detiam s autizmom [Help for special children: children with autism] / S.Iu. Tantsiura // Logoped [Speech Therapist]. — 2023. — No. 3. — P. 5. (In Russ.)

35. Khaitova A.I. Osnovnye napravleniia sovremennykh issledovanii sotsialno-ekonomicheskikh problem sotsializatsii detei, imeiushchikh diagnoz RAS [The main directions of modern research of socio-economic problems of socialization of children diagnosed with ASD] A.I. Khaitova, N.A. Goncharova, E.N. Makarova // Globalnyi nauchnyi potentsial [Global Scientific Potential]. — 2023. — No. 7 (148). — P. 229–231. (In Russ.)

36. Checherina I.E. Novaia teoriia o prichinakh vozniknoveniia autizma [New theory about the causes of autism] / I.E. Checherina, R.Iu. Abdrakhmanova // Sotsialnaia rabota [Social Work]. — 2021. — No. 1. — P. 32–34. (In Russ.)

Статья поступила 30.05.2025.

Статья подписана в печать 15.06.2025.

The article was received on 30.05.2025.

The article was signed for publication on 15.06.2025.

Сегодня исследования превалентности расстройства аутистического спектра (РАС) проведены в 37 странах мира. Они начинались в 1966 году, и сначала их результаты представляли скорее чисто научный интерес. Но по мере увеличения числа выявленных случаев аутизма появилось понимание, что это не редкое расстройство и что с ним живет гораздо больше людей, чем считалось изначально. Поэтому с 1998 года исследования стали проводиться с целью дальнейшего определения государственной политики в отношении людей с РАС. Первые из таких исследований были опубликованы в США, Великобритании и Исландии.

Отдельной статистики по расстройствам аутистического спектра в России не ведется. Ведется медицинская статистика по диагностированному аутизму, но она включает не все случаи РАС и сильно отличается от региона к региону.

По данным мониторинга 2023 года, общая численность лиц с РАС в России составила 45 888 человек. По сравнению с 2022 годом численность увеличилась на 17 %, прирост составил 6 771 человек [26].

По данным государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, в 2023 году 56 тысяч детей до 17 лет имели диагноз «аутизм», 50 тысяч из них — младше 14 лет. Инвалидность из‑за РАС на 2023 год была у 44 тысяч несовершеннолетних [28].

Данные последних популяционных исследований год от года в течение последних 20 лет показывают неуклонный рост распространенности расстройств аутистического спектра (РАС).

Не стал исключением и текущий год. В апреле 2025 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал обновленную статистику: расстройство аутистического спектра регистрируется у 1 ребенка из 31 (в возрасте 8 лет), причем у мальчиков в среднем в 3–4 раза чаще, чем у девочек [30].

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Социальная реабилитация детей с расстройством аутистического спектра в Российской Федерации и за рубежом. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: