По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.4:629.73 (575.2) DOI:10.33920/pol-01-2412-02

Социальная политика в гражданской авиации Кыргызстана: вызовы и перспективы развития

Садовская Оксана Анатольевна кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова, Кыргызская Республика, 720009, г. Бишкек, ул. академика М. Лущихина, 60
Исмаилова Жыргал Кусеиновна кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой естественно-научных дисциплин Кыргызского авиационного института им. И. Абдраимова, Кыргызская Республика, 720009, г. Бишкек, ул. академика М. Лущихина, 60, e-mail: zhyismailova@gmail.com
Салморбекова Рита Бобуевна доктор социологических наук, профессор, Кыргызский авиационный институт им. И. Абдраимова, Кыргызская Республика, 720009, г. Бишкек, ул. академика М. Лущихина, 60, e-mail: r.salmorbekova@mail.ru

Гражданская авиация играет ключевую роль в экономическом развитии Кыргызстана, обеспечивая не только внутренние, но и международные авиационные связи. Однако, несмотря на значимость данной отрасли, социальная политика в гражданской авиации страны сталкивается с множеством вызовов. В данной статье рассматриваются основные проблемы, существующие в рамках социальной политики гражданской авиации Кыргызстана, а также перспективы её развития в условиях современного рынка.

Литература:

1. Атабекова, Н. К. Становление социального государства в Кыргызской Республике: историкоправовой аспект / Н. К. Атабекова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 6–4. — С. 800–805; URL: https://appliedresearch.ru/ru/article/view?id=9702 (дата обращения: 07.10.2024).

2. Арвис, Дж.‑Ф.и Б. Шеперд. Индекс развитости воздушных сообщений. Измерение интеграции в глобальной воздушной транспортной сети. Всемирный банк, Вашингтон, 2011.

3. Воздушный кодекс Кыргызской Республики от 6 августа 2015 года N 219

4. Всемирная организация гражданской авиации (ICAO). Доклад ИКАО о безопасности полетов издания 2022 года

5. Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики. Отчет о состоянии гражданской авиации. Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики (mtd.gov.kg) (дата обращения: 07.10.2024).

6. Салморбекова, Р. Б. Значимость психосоциальной работы в авиационной отрасли /Р. Б. Салморбекова // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. № 8. С. 406–411.

7. Стратегия развития гражданской авиации Кыргызской Республики на 2013–2020 годы — Kyrgyzstan Review (gateway.kg) (дата обращения: 07.10.2024).

1. Atabekova, N. K. formation of the social state in the Kyrgyz Republic: historical and legal aspect / N. K. Atabekova // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 6–4. P. 800–805; URL: https://appliedresearch. ru/ru/article/view?id=9702 (date of access: 07.10.2024).

2. Arvis, J.‑F. and B. Shepherd. Air connectivity index. Measuring integration in the global air transport network. World Bank, Washington, 2011.

3. Air Code of the Kyrgyz Republic dated August 6, 2015 N 219

4. World Civil Aviation Organization (ICAO). ICAO Aviation Safety Report 2022 Edition

5. Ministry of Transport and Communications of the Kyrgyz Republic. Civil Aviation Status Report. Ministry of Transport and Communications of the Kyrgyz Republic (mtd.gov.kg) (date of access: 07.10.2024).

6. Salmorbekova, R. B. The Importance of Psychosocial Work in the Aviation Industry / R. B. Salmorbekova // Science and Practice Bulletin. 2024. Vol. 10. No. 8. P. 406–411.

7. Civil Aviation Development Strategy of the Kyrgyz Republic for 2013–2020 Kyrgyzstan Review (gateway.kg) (date of access: 07.10.2024).

Гражданская авиация является важнейшим сектором для обеспечения мобильности населения, развития туризма и торговли. В Кыргызстане авиация занимает особое положение, учитывая его географические особенности и недостаточную развитость автомобильных дорог. Однако эффективная социальная политика, направленная на улучшение условий труда работников аэропортов, авиакомпаний и других структур, связанных с авиатранспортом, остаётся актуальной задачей.

Проблемы социальной политики в гражданской авиации Кыргызстана. Работники гражданской авиации часто сталкиваются с низкими зарплатами, отсутствием социальных гарантий и недостаточным уровнем профессиональной подготовки. Это приводит к высокой текучести кадров и снижению качества обслуживания.

По данным Международной организации гражданской авиации (ICAO), уровень заработной платы в авиационной сфере в Кыргызстане заметно ниже, чем в других странах региона. Например, пилоты и технический персонал могут получать зарплату на уровне, не превышающем 50 % от средних значений по Центральной Азии. Это приводит к тому, что специалисты ищут более выгодные предложения за границей.

Отсутствие социальных гарантий. Важной проблемой является отсутствие адекватных социальных гарантий для работников гражданской авиации. Многие работники не имеют доступа к медицинскому страхованию, пенсионным накоплениям и другим программам социальной защиты. Это создает дополнительную нагрузку на сотрудников и ведет к снижению мотивации и уровня удовлетворенности работой.

Уровень профессиональной подготовки. Качество профессиональной подготовки в гражданской авиации оставляет желать лучшего. В Кыргызстане недостаточно учебных программ и специализированных учебных программ, которые могли бы подготовить квалифицированные кадры. По данным некоторых источников, существует нехватка квалифицированных инструкторов и современных учебных материалов. Это создает препятствия для повышения уровня подготовки и профессионализма работников.

Высокая текучесть кадров. Все вышеуказанные проблемы в итоге приводят к высокой текучести кадров. Участие в обучении новых специалистов требует значительных затрат времени и ресурсов, что негативно отражается на общей эффективности работы отрасли. Отток квалифицированных работников за границу лишь усугубляет эту ситуацию.

Для Цитирования:
Садовская Оксана Анатольевна, Исмаилова Жыргал Кусеиновна, Салморбекова Рита Бобуевна, Социальная политика в гражданской авиации Кыргызстана: вызовы и перспективы развития. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: