По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Социальная политика и гражданская активность — путь к процветанию современной России (на материалах Северо-Кавказского федерального округа)

Баганд Арсенович Абдуллахов студент магистратуры по направлению подготовки «политология», Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь 355009, Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1 тел.: 8-989-442-55-55 E-mail: bagabaga101@mail.ru

В статье изучается процесс интеграции социальной политики в сферу гражданской активности/пассивности населения России на примере Северо-Кавказского федерального округа. Автор убежден, что формирование благоприятных условий для реализации проведения социальной политики зависит от консолидированных усилий государственных властей, в том числе региональных, активной гражданской позиции населения, неравнодушия граждан к решению социальных проблем.

Литература:

1. Аббасова А. Ф. Тенденции социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа // Инновационные тренды современных социально-политических исследований: мат-лы 57-й научно-практ. конф. преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука — региону». — Ставрополь: Ставролит, 2012. — с. 161–165.

2. Галкина Е. В. Местное самоуправление и гражданское общество в современной России: проблемы функционирования // Социология власти: журнал социологического центра РАГС. — 2007. — № 1. — с. 87–96.

3. Галкина Е. В. Социально-политическая безопасность города Ставрополя в контексте гражданской активности // Теоретико-методологические и прикладные аспекты анализа устойчивого развития и безопасности региона: мат-лы 54–1 научно-метод. конф. «Университетская наука — региону» / под общ. ред. проф. Н. П. Медведева. — Ставрополь: Ставролит, 2009. — с. 10–11.

4. Гнедаш А. А. Модернизация государственной семейной политики в современной России: (экстра) ординарный поворот к пронатализму // Политика семьи и детства в постсоциализме / под ред. В. Шмидт, Е. Ярской-Смирновой, Ж. Черновой. — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2014. — с. 169–187.

5. Кубанова Л. В. Реализация государственных целевых программ как один из аспектов экономического роста региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // III Столыпинские чтения. Интеграционный потенциал современной России в условиях политических вызовов информационной эпохи: мат-лы научно-практ. конф. с международным участием / отв. ред. В. М. Юрченко. — Краснодар: Изд-во КубГУ, 2014. — с. 414–421.

6. Легенина Т. Б. Социально-демографическая политика и развитие трудовых ресурсов Ставропольского края в условиях реализации российского модернизационного проекта // Модернизационный проект современной России: проблемы и перспективы: мат-лы 56-й научно-практ. конф. преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука — региону». — Ставрополь: Ставролит, 2011. — с. 46–51.

7. Логвинов Н. 10 заметных событий на Северном Кавказе в 2017 г. // Вестник. Северный Кавказ. — 2017. — № 9–10. — с. 18–21.

8. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 368 с.

9. Послание президента РФ Федеральному Собранию РФ от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kremlin.ru. (дата обращения: 05.12.2014).

10. Послание президента РФ Федеральному Собранию РФ от 01.03.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kremlin.ru (дата обращения: 01.03.2018).

11. Почхуа Н. З. Связи с правительством: условия возникновения и основные характеристики GR // Государственная служба. — 2011. — № 2. — с. 97–99.

12. Сборник методических пособий для политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений. — Ставрополь: Избирательная комиссия Ставропольского края, 2015. — 557 с.

13. Соглашение о минимальной заработной плате в Чеченской Республике от 22.12.201; ст. 1 закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ.

14. Тлисов А. Власть и общество: новые возможности // Вестник. Северный Кавказ. — 2017. — № 3–4. — с. 109.

15. Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения».

16. Филь Ю. В помощь детям-сиротам // Ставропольская правда. — 2013. — № 218–219 (26080–26081). — с. 1–2.

17. http://glavkniga.ru/situations/k501638.

18. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179584/22e4400bba794647ec42c5e46da5669d97 cf443c/

19. http://www.stavregion.ru/govdep/committees/comnat.

20. http://government.ru/media/files/jDUUwAGAzhI.pdf.

Социальное предназначение государственной политики заключается в том, что она должная «приспосабливаться» к новым условиям существования и функционирования социума в ситуации нестабильности. В процессы социальнополитической коммуникации вовлекаются множество разнообразных социальных групп, что способствует повышению динамики коммуникационного процесса по связям с правительственными структурами.

По справедливому мнению современной исследовательницы Почхуа Н. З.: «Одной из основных форм участия бизнеса и общества в государственном управлении в России сегодня — это участие в реализации государственных целевых программ — комплексов исследовательских, опытно-конструкторских или организационнохозяйственных, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственного строительства, научно-технического, экономического, культурного, социального и т. д. развития» [11, с. 97].

Действительно, государство сближается с институтами гражданского общества, бизнес-ассоциациями в сфере социальной политики, работы с населением социально-ориентированных организаций (некоммерческих организаций — НКО и т. д.).

Еще начиная с 2014 г. президент РФ В. В. Путин обратил пристальное внимание на социальную политику. Он отметил: «Уважаемые коллеги! Образование, здравоохранение, система социальной помощи должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны. Нельзя имитировать внимание к людям…» [9].

Основой социальной политики является бережное отношение государства, институтов гражданского общества к человеку. И конечно же, здесь на первое место встают проблемы семьи — ячейки общества (по марксизму).

Для проведения грамотной социальной политики большое значение приобретает комплексное сочетание государственной и негосударственной политики, от которого зависит занятость населения, пенсионное обеспечение граждан, благосостояние, быт и досуг российских семей.

Президент РФ В. В. Путин по этому поводу считает, что «… мы должны исключить дискриминацию негосударственного сектора в социальной сфере, убрать для него все барьеры. Подчеркну, не только законодательные, которые в основном сняты, но и те, что еще сохраняются, имею в виду организационные, административные. Нужно обеспечить равный доступ негосударственного сектора к финансовым ресурсам… Конкуренция — это решающий фактор повышения качества услуг социальной сферы. Кроме того, необходимо запустить механизм независимой оценки качества услуг, обеспечить открытость информации о работе учреждений социальной сферы. Прошу Общероссийский народный фронт совместно с общественными объединениями взять на себя сопровождение преобразований в социальной сфере» [9].

Для Цитирования:
Баганд Арсенович Абдуллахов, Социальная политика и гражданская активность — путь к процветанию современной России (на материалах Северо-Кавказского федерального округа). Социальная политика и социальное партнерство. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: