По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Социальная ответственность в политике транснациональных корпораций (на примере российских энергетических ТНК)

Е. С. Устинович д-р полит. наук, профессор, профессор кафедры экономики, управления и политики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
А. Луканов доцент, Сайтамский университет, Япония loukanov@mail.saitama-u.ac.jp

В статье представлен опыт Российской Федерации в развитии ТНК. Транснационализация экономики второй половины ХХ в. и начала XXI в. вывели мировое хозяйство на качественно новый уровень. Сегодня оно представляет собой целостную систему, объединенную масштабными производственносбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью. Транснациональные корпорации (ТНК) становятся главной институциональной формой новой глобальной системы координат и оказывают все более существенное влияние на мировую экономику. В этой связи российский бизнес, в первую очередь, энергетический достаточно энергично включился в процесс формирования ТНК.

Литература:

1. Алекперов В. Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее. — М.: Креативная экономика, 2011. — С. 7.

2. Блецхин И. Я. Стратегия социально-ориентированного развития глобальной энергетической компании // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2017. — № 1. — С. 119.

3. Григоренко О. Н., Кулик Ю. А. Роль и место ТНК в мировой экономике и влияние их на протекание мирового финансового кризиса // Вопросы экономики и права. — 2012. — № 3. — С. 315.

4. Лавров С. Н., Алексанян А. А. К вопросу о транснационализации российских компаний нефтегазового сектора // Вестник международных организаций. — 2017. — Т. 12. — № 1. — С. 209–228.

5. Невская А. А. Корпоративные связи России и Европейского союза. — М.: ИМЭМО РАН, 2017. — С. 5.

6. ПАО «Лукойл». Годовой отчет 2016. — AR16_lukoil_book_RUS %20web.pdf.

7. Правосудов С. Рост добычи // Газпром. — 2017. — № 6. — С. 6.

8. Социальный кодекс ПАО «Лукойл» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lukoil.ru/Responsibility/SocialPartnership/ SocialCodeofPJSCLUKOIL/socialcodehtmlversion?wid=wid3OFGhmIuUEevQ wrOkmLCkA. (дата обращения: 20.09.2017).

9. Шевелева А. В. История создания и современное состояние вертикально- интегрированных нефтяных компаний в России // Вестник МГИМО. — 2009. — № 3. — 2009. — С. 2.

10. Газпром. Отчет об устойчивом развитии — 2016: http://www.gazprom-neft. ru/annual-reports/2016/GPN_SR16_RUS_s.pdf. (дата обращения: 19.09.2017).

Традиционно выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:

— особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;

— особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся некоторые ее дочерние предприятия и филиалы;

— особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.

Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию транснациональных корпораций. Некоторые крупные компании обладают всеми этими тремя признаками одновременно.

Наиболее важным считается первый признак. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК (на начало 2000-х — от 40 тыс. до 65 тыс.) и масштабов их деятельности. Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), занимающиеся кредитованием бизнеса и организацией денежных расчетов в международном масштабе.

Сегодня еще стремительнее развиваются, так называемые, цифровые многонациональные предприятия (MNE) — Интернетплатформы и электронная коммерция (электронная коммерция) и фирмы цифрового контента.

ООН первоначально, с 1960-х годов, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии. Сейчас ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:

— они имеют производственные ячейки не менее чем в двух странах;

Для Цитирования:
Е. С. Устинович, А. Луканов, Социальная ответственность в политике транснациональных корпораций (на примере российских энергетических ТНК). Социальная политика и социальное партнерство. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: