Государство проводит целенаправленную политику формирования интереса и условий для развития человеческих ресурсов, развития у молодежи различных навыков, компетенций [4, c. 6]. Но важнейшая роль здесь принадлежит общественным институтам, таким как отраслевые общественные организации. Что особенно важно, возможность конструктивного взаимодействия государственных и общественных структур в сфере профессионального образования и обучения определяет не только пути повышения эффективности производства, но и тренды эффективного развития профессиональных и личностных характеристик персонала компаний [1, c. 4–12].
Степень вмешательства государства в экономику различна в разных странах, однако одним из важнейших аспектов организации социальной рыночной экономики является реализация принципа социального партнерства. Несмотря на то что в основном социальное партнерство понимается как одна из форм трудовых отношений, можно считать, что оно служит согласованию интересов всех заинтересованных сторон с целью обеспечения конкурентоспособности страны и стабильного экономического развития.
Управление процессами формирования и развития человеческих ресурсов основано на взаимодействии разнообразных подсистем управления, использующих многочисленные принципы, инструменты, методы и стимулы воздействия, реализуемых в том числе в рамках социального партнерства. К функциям органов управления человеческими ресурсами относятся профессиональная ориентация, подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, планирование и прогнозирование воспроизводства человеческих ресурсов и многое иное. Не стоит их все перечислять, они хорошо известны [2, c. 4–12]. Социальное партнерство может значительно снизить нагрузку на те или иные органы управления, обеспечив при этом эффективное и качественное исполнение одной или нескольких функций.
Отраслевые ассоциации и союзы, реализующие непосредственно принципы социального партнерства, способны неформально содействовать достижению необходимого уровня качества человеческих ресурсов, рабочей силы, реализуя комплексную профориентационную работу, проводя целевые курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом потребностей и перспектив развития экономики отрасли, региона, страны в целом. Это определяет целесообразность использовать механизмы социального партнерства в рамках подготовки квалифицированных рабочих кадров.