По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1 DOI:10.33920/nik-02-2304-01

Социальная ответственность общественных институтов в формировании кадрового потенциала отрасли: опыт общественного участия в системе отраслевой подготовки кадров*

Петрова Алла Медхатовна канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, НОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», исполнительный директор Ассоциации учебных заведений металлургического комплекса России, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: am-petrova@yandex.ru, ORCID 0000-0003-2464-089X
Петрова Светлана Александровна канд. техн. наук, доцент, директор Ресурсного центра развития государственной службы, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, 105064, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 34, стр. 1, эл. адрес: sa-petrova@vcot.info, ORCID 0000-0002-2095-7243

В статье рассмотрены вопросы развития кадров, связанные с деятельностью отраслевых общественных институтов в направлении совершенствования управления системой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Ассоциации и союзы позволяют в результате согласования интересов участников социального партнерства осуществлять планирование и реализацию комплексных планов подготовки и формирования кадрового потенциала отрасли. В статье показано, что в отечественной и зарубежной практике акцент делается на непрерывную многоуровневую подготовку кадров, которая как в профессиональном содержательном, так и в количественном составе должна способствовать достижению сбалансированности между потребностями рынка труда и подготовкой образовательными учреждениями профессионального образования. Актуальными для нашего государства и граждан остаются вопросы мотивации к обучению, овладению рабочими профессиями, несмотря на то что в последнее время ситуация поменяла тренд и востребованность обучения по образовательным программам технического, в том числе среднего профессионального образования, неуклонно растет.

Литература:

1. Алексенцева Ю.А. (2020) Методические аспекты оценки личностно-мотивационного профиля работников / Алексенцева Ю.А., Петрова А.М., Петрова С.А. и др. // Металлург. — №11. — С. 4–12.

2. Петрова А.М. (2018) Обеспечение качества подготовки кадров в современных условиях / Петрова А.М., Петрова С.А. // Методология профессионального образования: сб. науч. ст. Межд. науч.-практ. конф., посвященной научному вкладу академика РАО А.М. Новикова (30 января 2018 г.) [Электронный ресурс]. — М.: ФГБУ РАО. — С. 258–264. — URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/ K_conferenciyam/ Metodologiya-professionalnogo-obrazovanyia-sbornik-nauchnih-trudov-2018.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

3. Петрова А.М. (2012) Социальные аспекты кадрового обеспечения экономики // Высшее образование для XXI века: IХ Международная научная конференция. Москва, 15–17 ноября 2012 г.: Доклады и материалы. Секция 3. Экономика образования. — М.: Изд-во МосГУ, 2012. — 154 с.

4. Петрова А.М. (2018) Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор профориентации молодежи / А.М. Петрова, С.А. Петрова // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2018. — № 5. — С. 6 [Электронный ресурс]. — DOI 10.17805/trudy.2018.5.6. — URL: https://www.elibrary. ru/ item.asp?id=36456741 (дата обращения: 11.10.2022).

1. Aleksentseva YU.A. (2020) Metodicheskiye aspekty otsenki lichnostnomotivatsionnogo profilya rabotnikov / Aleksentseva YU.A., Petrova A.M., Petrova S.A. i dr. // Metallurg. — №11. — S. 4–12.

2. Petrova A.M. (2018) Obespecheniye kachestva podgotovki kadrov v sovremennykh usloviyakh / Petrova A.M., Petrova S.A. // Metodologiya professional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. st. Mezhd. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoy nauchnomu vkladu akademika RAO A.M. Novikova (30 yanvarya 2018 g.) [Elektronnyy resurs]. — M.: FGBU RAO. — S. 258–264. — URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/ K_conferenciyam/ Metodologiya-professionalnogo-obrazovanyia-sbornik-nauchnih-trudov-2018.pdf (data obrashcheniya: 18.09.2022).

3. Petrova A.M. (2012) Sotsial'nyye aspekty kadrovogo obespecheniya ekonomiki // Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka: IKH Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya. Moskva, 15–17 noyabrya 2012 g.: Doklady i materialy. Sektsiya 3. Ekonomika obrazovaniya. — M.: Izd-vo MosGU, 2012. — 154 s.

4. Petrova A.M. (2018) Razvitiye professional'nykh i lichnostnykh kompetentsiy kak faktor proforiyentatsii molodezhi / A.M. Petrova, S.A. Petrova // Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. — 2018. — № 5. — S. 6 [Elektronnyy resurs]. — DOI 10.17805/trudy.2018.5.6. — URL: https://www.elibrary.ru/ item. asp?id=36456741 (data obrashcheniya: 11.10.2022).

Государство проводит целенаправленную политику формирования интереса и условий для развития человеческих ресурсов, развития у молодежи различных навыков, компетенций [4, c. 6]. Но важнейшая роль здесь принадлежит общественным институтам, таким как отраслевые общественные организации. Что особенно важно, возможность конструктивного взаимодействия государственных и общественных структур в сфере профессионального образования и обучения определяет не только пути повышения эффективности производства, но и тренды эффективного развития профессиональных и личностных характеристик персонала компаний [1, c. 4–12].

Степень вмешательства государства в экономику различна в разных странах, однако одним из важнейших аспектов организации социальной рыночной экономики является реализация принципа социального партнерства. Несмотря на то что в основном социальное партнерство понимается как одна из форм трудовых отношений, можно считать, что оно служит согласованию интересов всех заинтересованных сторон с целью обеспечения конкурентоспособности страны и стабильного экономического развития.

Управление процессами формирования и развития человеческих ресурсов основано на взаимодействии разнообразных подсистем управления, использующих многочисленные принципы, инструменты, методы и стимулы воздействия, реализуемых в том числе в рамках социального партнерства. К функциям органов управления человеческими ресурсами относятся профессиональная ориентация, подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, планирование и прогнозирование воспроизводства человеческих ресурсов и многое иное. Не стоит их все перечислять, они хорошо известны [2, c. 4–12]. Социальное партнерство может значительно снизить нагрузку на те или иные органы управления, обеспечив при этом эффективное и качественное исполнение одной или нескольких функций.

Отраслевые ассоциации и союзы, реализующие непосредственно принципы социального партнерства, способны неформально содействовать достижению необходимого уровня качества человеческих ресурсов, рабочей силы, реализуя комплексную профориентационную работу, проводя целевые курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом потребностей и перспектив развития экономики отрасли, региона, страны в целом. Это определяет целесообразность использовать механизмы социального партнерства в рамках подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Для Цитирования:
Петрова Алла Медхатовна, Петрова Светлана Александровна, Социальная ответственность общественных институтов в формировании кадрового потенциала отрасли: опыт общественного участия в системе отраслевой подготовки кадров*. Ученый совет. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: