По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Социальная миссия работодателей

Сегодня у отечественных компаний сформировалось общее представление о корпоративной социальной ответственности бизнеса. Важность данной политики тем более возросла на фоне изменений на рынке труда, когда конкуренция за квалифицированного работника или специалиста усилилась. Но как воспринимают такие программы россияне?..

История корпоративной социальной ответственности в России насчитывает более двух десятилетий. На заре становления этого направления аббревиатура КСО мало кому была знакома, и компании описывали эту часть своей деятельности, руководствуясь собственным пониманием. Сегодня КСО — общепринятое понятие.

Однако что думают россияне о программах КСО и что они вкладывают в это понятие? Как изменилось восприятие социальной ответственности бизнеса?

Опрос ВЦИОМ 2025 г. — это продолжение многолетнего исследования темы, которое ведется с 2004 г. Мы наблюдаем, как меняющиеся экономические и исторические условия влияют на понимание социальной ответственности российского бизнеса. Бизнеса противоречивого, вынужденного адаптироваться к переменам, балансирующего между прагматизмом и заботой о людях, извлечением прибыли и служением стране.

Понимание, что такое социальная ответственность бизнеса, постоянно меняется. В 2025 г. более половины опрошенных (57 %) затруднились назвать без подсказки какие-либо ассоциации с КСО или сказали, что таковых нет, а еще 11 % выразили самые общие положительные или отрицательные эмоции, не подкрепленные конкретикой.

С предметными подсказками определенности больше. «Социально ответственный бизнес», по мнению россиян, — это реализация социальных программ для жителей регионов, где компания ведет деятельность (42 %), отсутствие коррупции (33 %), высокое качество продукции (29 %), создание новых рабочих мест (29 %) и соблюдение всех обязательств перед клиентами, работниками, партнерами и государством (20 %).

Первые два ответа отсылают нас к «социальной ответственности» в широком смысле — к действиям на «территории присутствия», значительно выходящим за пределы непосредственного контура бизнеса.

Последующие ответы касаются КСО в узком понимании — это «базовые ожидания» от любого бизнеса, процедурные аспекты деятельности — не что делает бизнес, а как он это делает и какими ресурсами оперирует.

Примечательно, что за последние 20 лет восприятие КСО россиянами претерпело существенные изменения. В 2004 г. главным ожиданием от социально ответственного бизнеса было выполнение обещаний и соблюдение законодательства (66 %), особенно в отношении сотрудников. Воспоминания о 1990-х гг., о задержках зарплат, выплатах продукцией и «серых» схемах оплаты труда были еще очень свежи, и от предпринимателей ожидали только минимального уровня ответственности, в самом узком ее понимании — в пределах контура бизнеса. Сегодня о такой «социальной ответственности» говорят лишь 20 % опрошенных: разрыв между реальной практикой бизнеса и требованиями закона значительно сократился, а представления россиян о необходимых границах КСО расширились.

Для Цитирования:
Иван Леконцев, Социальная миссия работодателей. Служба занятости. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: