История корпоративной социальной ответственности в России насчитывает более двух десятилетий. На заре становления этого направления аббревиатура КСО мало кому была знакома, и компании описывали эту часть своей деятельности, руководствуясь собственным пониманием. Сегодня КСО — общепринятое понятие.
Однако что думают россияне о программах КСО и что они вкладывают в это понятие? Как изменилось восприятие социальной ответственности бизнеса?
Опрос ВЦИОМ 2025 г. — это продолжение многолетнего исследования темы, которое ведется с 2004 г. Мы наблюдаем, как меняющиеся экономические и исторические условия влияют на понимание социальной ответственности российского бизнеса. Бизнеса противоречивого, вынужденного адаптироваться к переменам, балансирующего между прагматизмом и заботой о людях, извлечением прибыли и служением стране.
Понимание, что такое социальная ответственность бизнеса, постоянно меняется. В 2025 г. более половины опрошенных (57 %) затруднились назвать без подсказки какие-либо ассоциации с КСО или сказали, что таковых нет, а еще 11 % выразили самые общие положительные или отрицательные эмоции, не подкрепленные конкретикой.
С предметными подсказками определенности больше. «Социально ответственный бизнес», по мнению россиян, — это реализация социальных программ для жителей регионов, где компания ведет деятельность (42 %), отсутствие коррупции (33 %), высокое качество продукции (29 %), создание новых рабочих мест (29 %) и соблюдение всех обязательств перед клиентами, работниками, партнерами и государством (20 %).
Первые два ответа отсылают нас к «социальной ответственности» в широком смысле — к действиям на «территории присутствия», значительно выходящим за пределы непосредственного контура бизнеса.
Последующие ответы касаются КСО в узком понимании — это «базовые ожидания» от любого бизнеса, процедурные аспекты деятельности — не что делает бизнес, а как он это делает и какими ресурсами оперирует.
Примечательно, что за последние 20 лет восприятие КСО россиянами претерпело существенные изменения. В 2004 г. главным ожиданием от социально ответственного бизнеса было выполнение обещаний и соблюдение законодательства (66 %), особенно в отношении сотрудников. Воспоминания о 1990-х гг., о задержках зарплат, выплатах продукцией и «серых» схемах оплаты труда были еще очень свежи, и от предпринимателей ожидали только минимального уровня ответственности, в самом узком ее понимании — в пределах контура бизнеса. Сегодня о такой «социальной ответственности» говорят лишь 20 % опрошенных: разрыв между реальной практикой бизнеса и требованиями закона значительно сократился, а представления россиян о необходимых границах КСО расширились.