По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018.1–055.52

Социальная компетентность многодетных родителей как фактор формирования среды для развития личности детей

Альбина Ахметовна Ибрагимова член РООМСЧО «Многодетство», магистрант, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455048, Россия, г. Магнитогорск, ул. Рабочая, д. 24, тел. 8 912 806 5068, e-mail: aalbinaa@mail.ru

В статье представлен анализ подходов к определению содержания и структуры социальной компетентности многодетных родителей как основного фактора формирования среды для развития личности детей. Определено, что данное понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «ответственное родительство», выражающееся в сформированных и осознанных установках на многодетность, сопряженных с ответственностью за последующее развитие детей, а также реализации коммуникативной, эмоциональной, экономической, охранительной, социализирующей и нравственно-духовной функций воспитания.

Литература:

1. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dou4sun.ru/files/File/ biblioteka_arnautova-family-kg.pdf (дата обращения: 04.05.2019).

2. Горлова Е. Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2010. — № 17 (60). — С. 214–224.

3. Евдокимова М. А. Дефицит социально-психологической компетентности как фактор депривации родительской компетентности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.victimolog.ru/ index (дата обращения: 03.05.2019).

4. Истомина С. В. Ответственное родительство как психологический феномен // Социальная ответственность: проблемы и пути их решения: материалы VII Международных социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица. — Екатеринбург, 2015. — С. 40–42.

5. Кормушина Н. Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков: дисс. … канд. псих. наук / Н Г. Кормушина. — Челябинск, 2011. — 245 с.

6. Мизина Н. Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы // Эйдос. — 2010. — № 9. — С. 25–28.

7. Минина А. В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников // Дискуссия. — 2014. — № 1 (42). — С. 131–137.

8. Ресслер М. С., Мокрецова Л. А. Пути формирования родительской компетентности замещающих семей на муниципальном уровне // Гуманитарные науки и образование. — 2011. — № 4 (8). — С. 125–127.

9. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дисс. … канд. пед. наук / В. В. Селина. — Великий Новгород, 2009. — 188 с.

10. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. — 2007. — № 2. — С. 57–68.

11. Талызина, Н. Ф. Вопросы профессиональной подготовки учителя. — М.: Проспект, 2009. — 214 с.

12. Тряпицына А. П. Новая школа и новый учитель // Вестник Герценовского университета. — 2010. — № 3. — С. 23–29.

13. Филиппова Г. Г. Психология материнства. — М.: Институт психотерапии, 2002. — 240 с.

14. Чумичева Р. М. Ответственное родительство: постановка проблемы и результаты диагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennoe-roditelstvopostanovka-problemy-i-rezultaty-diagnostiki (дата обращения: 04.05.2019).

Семья определяется как основной институт социализации детей. В процессе социализации в семье осуществляется усвоение детьми определенных образцов социально одобряемого поведения родителей. В связи с этим знание детьми родительских моделей поведения позволяет им вести себя в обществе согласно принятым нормам.

В семьях с нарушенной родительской компетентностью, выражающейся в неспособности родителей выполнять функции по воспитанию и развитию детей, возникает социальная дезадаптация, означающая нарушение взаимодействия детей с окружающей средой и приводящая к невозможности осуществления ими своих социальных ролей. В свою очередь, невозможность осуществлять свои социальные роли заставляет несовершеннолетних детей находить новые пути для удовлетворения потребности в развитии, результатом чего может стать уход из семьи, изоляция и утрата потребности в самореализации. Данное обстоятельство усугубляется в многодетных семьях, что обусловлено большим числом детей по сравнению с обычными семьями, а соответственно, и повышенной нагрузкой родителей по обеспечению и воспитанию детей.

Для определения сущности и структуры социальной компетентности многодетных родителей необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие родительской компетентности.

В современной науке до сих пор существует противоречие относительно содержания понятия родительской компетентности. Прежде всего, родительская компетентность понимается как совокупность знаний, умений, навыков и способов выполнения педагогической деятельности [11]. А. П. Тряпицына определяет данное понятие как интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и задачи, возникающие в ситуациях педагогической деятельности, на основе использования знаний, опыта, ценностей и наклонностей [12].

По мнению А. В. Мининой, родительская компетентность выражается в наличии знаний, умений и опыта в области воспитания детей [7, с. 132]. При этом исследователем в структуре родительской компетентности выделяются следующие компоненты:

Для Цитирования:
Альбина Ахметовна Ибрагимова, Социальная компетентность многодетных родителей как фактор формирования среды для развития личности детей. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: