Семья определяется как основной институт социализации детей. В процессе социализации в семье осуществляется усвоение детьми определенных образцов социально одобряемого поведения родителей. В связи с этим знание детьми родительских моделей поведения позволяет им вести себя в обществе согласно принятым нормам.
В семьях с нарушенной родительской компетентностью, выражающейся в неспособности родителей выполнять функции по воспитанию и развитию детей, возникает социальная дезадаптация, означающая нарушение взаимодействия детей с окружающей средой и приводящая к невозможности осуществления ими своих социальных ролей. В свою очередь, невозможность осуществлять свои социальные роли заставляет несовершеннолетних детей находить новые пути для удовлетворения потребности в развитии, результатом чего может стать уход из семьи, изоляция и утрата потребности в самореализации. Данное обстоятельство усугубляется в многодетных семьях, что обусловлено большим числом детей по сравнению с обычными семьями, а соответственно, и повышенной нагрузкой родителей по обеспечению и воспитанию детей.
Для определения сущности и структуры социальной компетентности многодетных родителей необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие родительской компетентности.
В современной науке до сих пор существует противоречие относительно содержания понятия родительской компетентности. Прежде всего, родительская компетентность понимается как совокупность знаний, умений, навыков и способов выполнения педагогической деятельности [11]. А. П. Тряпицына определяет данное понятие как интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и задачи, возникающие в ситуациях педагогической деятельности, на основе использования знаний, опыта, ценностей и наклонностей [12].
По мнению А. В. Мининой, родительская компетентность выражается в наличии знаний, умений и опыта в области воспитания детей [7, с. 132]. При этом исследователем в структуре родительской компетентности выделяются следующие компоненты: