Процесс активного развития системы землепользования в Российской Федерации ставит перед наукой и практикой задачи по повышению ее эффективности.
Под эффективным землепользованием понимают форму и методы использования земель, которые обеспечивают оптимальные параметры экологических и социально-экономических функций развития территорий.
Социальная эффективность системы землепользования выражается в виде общенациональной, региональной и индивидуальной эффективности использования земельных ресурсов, направленных на удовлетворение социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов жителей.
Экономическая эффективность служит фундаментом для реализации социальной эффективности и является критерием для принятия хозяйственного решения (экономического выбора). То есть социальная эффективность — это социальный результат экономической деятельности, который характеризует степень удовлетворения общественных потребностей, а экономический — в обеспечении наибольшего экономического эффекта в народном хозяйстве при данных ресурсах (затратах).
Согласно градостроительным нормам и правилам в Российской Федерации к малым городам относятся населенные пункты с численностью населения до 50 тыс. жителей [7].
В настоящее время в России насчитывается свыше 790 малых городов, они составляют 3/4 всех российских городов (табл. 1).
В малых городах Российской Федерации суммарно проживает около 16 млн человек, что составляет 1/6 часть городского населения и 1/9 часть всего населения страны.
В своем большинстве малые города являются районными центрами, в зонах их влияния проживает еще около 10 млн человек.
Таким образом, малые города являются не только экономическими, но и, прежде всего, основными социально-культурными центрами административно-территориальных районов.
Несмотря на значительную дифференциацию по многим параметрам, многие малые города — это «корни нации», имеющие давние и во многом сохранившиеся историко-культурные традиции. Неслучайно, более половины малых городов имеют государственный статус «исторических».