В современном стареющем обществе вопросы оказания помощи пожилым людям приобретают всё большую актуальность [1]. Приоритетным направлением государственной социальной политики стало формирование системы долговременного ухода, включающей сбалансированное социально-медицинское обслуживание как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Поэтому актуальным становится оптимизация работы с пожилыми людьми, в том числе постоянно пребывающими в стационарных социальных учреждениях. Эти учреждения обеспечивают уход людям, которые в силу преклонного возраста или болезни не в состоянии сами себя обслуживать и нуждаются в постоянной посторонней помощи. Цель долговременного ухода в этих учреждениях — это оказание всесторонней качественной помощи с учетом индивидуальных потребностей человека, максимальная активизация и социализация каждого человека, имеющего дефицит самообслуживания, а также предоставление им возможности сохранения независимости и автономности в осуществлении самостоятельного ухода и участия в общественной жизни [5].
Переезд в стационарное социальное учреждение для пожилого человека всегда является эмоциональным стрессом, который неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья, оказывает негативное влияние на его социальную активность и может стать причиной ухудшения общего самочувствия и развития психического расстройства. В этой связи организация работы по социальной адаптации предусматривает внедрение комплексного подхода и зависит от состояния здоровья пожилых людей на этапе поступления в стационарное социальное учреждение. С этой целью в рамках внедрения системы долговременного ухода целесообразно проводить оценку состояния здоровья вновь поступающих, для чего рекомендована к использованию скрининговая диагностика [2].
Работа выполнена на базе стационарного учреждения социального обслуживания Ярославского областного геронтологического центра и посвящена изучению здоровья пожилых людей с целью дифференцированного подхода к социальной адаптации начиная уже с момента поступления в стационарное социальное учреждение.