По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304

Социализация молодежи как системообразующее понятие науки об обществе: тезаурусный подход

Луков Валерий Андреевич директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: v-lukov@list.ru

Концептуализация молодежи в рамках тезаурусной теории требует коррекции ряда категорий, в том числе укрепления социологических аспектов выстраивания в отношении социализации. Автор показывает: понимание социализации как встраивания в общество получило распространение и воспринимается нередко как единственно возможное. Но по мере углубления в суть понятия, уточнения его компонентов оно выглядит в социологическом контексте как обозначенные одним термином довольно далекие сущности. Рассмотрению этих подходов посвящена статья.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1996.

2. Динамика ценностей населения реформируемой России / Ин-т филос. РАН; отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. — М.: Эдиториал УРСС, 1996.

3. Дубин Б. Религиозная вера в России 90-х годов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 1999. — № 1. — С. 31–39.

4. История теоретической социологии: в 4 т. / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. — М.: Канон, 1998. — Т. 3. — С. 104.

5. Ковалева А.И. Социализационная норма в современном российском обществе: автореф. дис. д-ра социол. наук. — М., 1997.

6. Ковалева А.И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. — С. 139.

7. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. — М., 1996.

8. Ковалева А.И., Луков Вал.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999.

9. Кон И.С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989.

10. Кон И.С. Социализация // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т. 24. — Кн. 1.

11. Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.

12. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / С.-Петерб. ун-т профсоюзов. — СПб., 2000.

13. Михайлов М.А. Прокоммунистические ориентации молодежи современной России: автореф. дис. канд. социол. наук. — М., 1999.

14. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социол. исследования. — 1998. — № 6. — С. 107–111.

15. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. — 2005. — № 21. — С. 48–49.

16. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а. — М.: МПГУ, 2012.

17. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / Под общ. ред. А.В. Мудрика. — М.: МПГУ; Homo Cyberus, 2011.

18. Плешаков В.А., Плешакова К.А. К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал Homo Cyberus. — 2017. — № 1 (2). — URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_ probleme_duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_ obshhestva_i_cheloveka.

19. Прохоров М. Сов. энциклопедия. — 1976. — Т. 24. — Кн. 1. — С. 221.

20. Giddings F.H. The theory of socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the use of college and university classes. — London: MacMillan & Cо., Lid., 1897. — XIV. — 47 p.

Это среди прочего показывает применение понятия «социализация» одним из отцов-основателей американской социологии (наряду с Кули, Уордом, Самнером, Смоллом) [4, с. 104] — Франклином Генри Гиддингсом (1855–1931). Сам Гиддингс называет в качестве своего источника концептуальную позицию Георга Зиммеля: «Доктор Георг Зиммель, кажется, был первым автором, который использовал слово “социализация” в определении социологии. По его мнению, “исследование сил, форм и развития социализации, сотрудничества, ассоциации индивидов должно быть единственным объектом социологии как особой науки”1 . Это определение, по существу, эквивалентно концепции социологии как фундаментальной социальной науки. Под социализацией, однако, доктор Зиммель, видимо, главным образом означает формирование социальных групп и развитие форм объединения» [20, p. 1]. Гиддингс на этом основании обозначает свою позицию, которая состоит в том, что «социализация осмыслена как развитие социальной природы или характера — социального состояния души — в индивидах, которые объединены. Социализация, таким образом, по нашему замыслу, дальше более рассматривается как эффект объединения и формирования социальных групп и в качестве причины развитых форм объединения».

В число четырех основных процессов, на которых строится социальная жизнь, Гиддингс включает и социализацию: на первом месте у Гиддингса стоит «оценивание» (Appreciation), на втором — «использование» (Utilization), на третьем — «характеризация» (Characterization) и на четвертом — «социализация» (Socialization). В контексте этих процессов видна специфика социализации, которую он характеризует как «попытку приспособиться друг к другу» [20, p. 1]. Социализация, таким образом, завершает то, что последовательно реализуют «оценивание», «использование» и «характеризация», это своего рода вершина того, что начинается еще на предыдущих уровнях и чему может быть до определенного жизненного этапа не придано должного внимания. Для социализации же нужны серьезные усилия, чтобы развить ее «в целях получения наибольшего удовольствия и прибыли от нее» [20, p. 1].

Для Цитирования:
Луков Валерий Андреевич, Социализация молодежи как системообразующее понятие науки об обществе: тезаурусный подход. Ученый совет. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: