«Лучшее, что можно сделать для людей, —
это научить их самим себе помогать».И. Песталоцци
На каждом уровне оказания медицинской помощи существует психолого-педагогический аспект. Являясь участниками лечебно-диагностического процесса, среднему медицинскому персоналу приходится убеждать, информировать, инструктировать пациента, давать рекомендации по выполнению врачебных назначений [1]. При осуществлении медицинского ухода медицинская сестра обучает пациента самоуходу, а ухаживающих близких и родственников — уходу за ним. Гигиеническое воспитание, санитарно-просветительское просвещение населения о здоровом образе жизни, краткое профилактическое консультирование по устранению факторов риска для здоровья являются основными мероприятиями профилактической работы [3]. Можно сказать, что психолого-педагогическая деятельность медицинского работника является не отдельной профессиональной составляющей, а пронизывает все основные профессиональные виды деятельности.
Исторические справки о проявлении педагогической компетентности в медицинской практике указывают на начало ее развития со времен древней цивилизации [1].
Так, например, во второй половине третьего тысячелетия до н. э. в Шумере существовали гигиенические правила: не «пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки», ограничивать себя в приеме определенного рода пищи. Медицинские знания передавались в процессе практики путем устного индивидуального обучения. В Древней Греции впервые в истории цивилизации появились врачебные школы, в которых обучали приходящих. Трактат Гиппократа «О режиме» содержит наставления для врачей и пациентов по восстановлению здоровья в случае заболевания, его сохранению с помощью правильного режима. Врачи отечественной медицины внесли весомый вклад в развитие психолого-педагогической компетентности у медицинских работников. Так, например, Николай Иванович Пирогов был активным сторонником профилактического направления медицины и народного просвещения. С целью «сохранения народного здравия» впервые в России ввел медико-педагогическое образование, соединил образование фельдшеров с образованием учителей.