По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2:616-084-052:37.013

Сотрудничество в формировании педагогической компетентности специалистов здравоохранения

Скворцова Т. Г. главная медицинская сестра, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификациии профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail:Tanj.skvo@mail.ru
Пластинина Н. Б. заместитель директора по учебной работе, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификациии профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: ustus_69@bk.ru
Асулмарданова Л. И. методист учебно-методического отдела, бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Республиканский центр повышения квалификациии профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения инистерства здравоохранения Удмуртской Республики» 426039, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 17 E-mail: umorcpk@yandex.ru

В статье представлена роль педагогической компетентности специалистов здравоохранения в осуществлении профессиональной деятельности и необходимость ее развития на этапах последипломной подготовки.

Литература:

1.Васильева Е. Ю., Гайкина М. Ю., Тагаева Т. В. Педагогика в клинической практике врача: учебное пособие. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. — 118 с.

2.Кривонос О. В., Погосова Н. В., Юферева Ю. М., Кузьмина Э. М., Батурин А. К., Погожева А. В. Оказание медицинской помощи взрослому населению в центрах здоровья: методические рекомендации. — М.: Изд-во ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Министерства здравоохранения и социального развития России, 2012. — 123 с.

3.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"».

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

5.Приказ Минздравсоцразвития России от 19 августа 2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».

6.Приказ Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

7.Приказ МЗ УР от 31 декабря 2009 г. № 750 «О совершенствовании деятельности школ здоровья в учреждениях здравоохранения УР».

8.Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

«Лучшее, что можно сделать для людей, —

это научить их самим себе помогать».И. Песталоцци

На каждом уровне оказания медицинской помощи существует психолого-педагогический аспект. Являясь участниками лечебно-диагностического процесса, среднему медицинскому персоналу приходится убеждать, информировать, инструктировать пациента, давать рекомендации по выполнению врачебных назначений [1]. При осуществлении медицинского ухода медицинская сестра обучает пациента самоуходу, а ухаживающих близких и родственников — уходу за ним. Гигиеническое воспитание, санитарно-просветительское просвещение населения о здоровом образе жизни, краткое профилактическое консультирование по устранению факторов риска для здоровья являются основными мероприятиями профилактической работы [3]. Можно сказать, что психолого-педагогическая деятельность медицинского работника является не отдельной профессиональной составляющей, а пронизывает все основные профессиональные виды деятельности.

Исторические справки о проявлении педагогической компетентности в медицинской практике указывают на начало ее развития со времен древней цивилизации [1].

Так, например, во второй половине третьего тысячелетия до н. э. в Шумере существовали гигиенические правила: не «пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки», ограничивать себя в приеме определенного рода пищи. Медицинские знания передавались в процессе практики путем устного индивидуального обучения. В Древней Греции впервые в истории цивилизации появились врачебные школы, в которых обучали приходящих. Трактат Гиппократа «О режиме» содержит наставления для врачей и пациентов по восстановлению здоровья в случае заболевания, его сохранению с помощью правильного режима. Врачи отечественной медицины внесли весомый вклад в развитие психолого-педагогической компетентности у медицинских работников. Так, например, Николай Иванович Пирогов был активным сторонником профилактического направления медицины и народного просвещения. С целью «сохранения народного здравия» впервые в России ввел медико-педагогическое образование, соединил образование фельдшеров с образованием учителей.

Для Цитирования:
Скворцова Т. Г., Пластинина Н. Б., Асулмарданова Л. И., Сотрудничество в формировании педагогической компетентности специалистов здравоохранения. Медсестра. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: