По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Сотрудничество Российской Федерации со странами АСЕАН: проблемы и перспективы

Тетерятников Кирилл Семенович канд. юр. наук, советник АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член правления Вольного экономического общества, академик, Международная академия менеджмента, доктор экономики и менеджмента, 107078, г. Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 9. E-mail: kirill.teteryatnikov@icg-solution.com
Пухов Сергей Геннадьевич руководитель направления мировой экономики и нефти, АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», ведущий эксперт, Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. E-mail: psg@dcenter.ru

Статья посвящена анализу проблем и перспектив сотрудничества Российской Федерации со странами АСЕАН. Авторы исследуют возможность использования интеграционных принципов АСЕАН для укрепления сотрудничества стран — членов Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), структуру экономики и внешнеэкономических связей АСЕАН, внешнеторговый оборот России с АСЕАН в целом и с отдельными странами — членами АСЕАН в частности, потенциал и перспективы дальнейшего сотрудничества. По мнению авторов, интеграционный опыт АСЕАН вполне может быть востребован членами ЕАЭС для укрепления и развития институционального и регионального сотрудничества. Существует большое количество до сих пор не использованных возможностей для дальнейшего углубления сотрудничества России со странами АСЕАН в таких сферах, как электроэнергетика, судо-, вертолето- и машиностроение, космос, «зеленая» экономика, транспортная инфраструктура, информационные технологии, включая информационную безопасность. Развитие активного диалога между национальными институтами развития России и стран АСЕАН также могло бы способствовать существенному расширению много- и двусторонних деловых связей.

Литература:

1. The Asean Declaration (Bangkok Declaration) (Декларация АСЕАН) Bangkok, 8 August 1967 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://asean. org/the-asean-declaration-bangkok-declaration-bangkok-8-august-1967/.

2. Цветов А. П. Россия и АСЕАН: поиски экономической синергии и политического единомыслия // Московский центр Карнеги. — 2016.

3. Ankush Ajay Wagle. How will ASEAN balance a tug of power between China and US-led ‘Quad’ in the Indo-Pacifi c? (Как АСЕАН справится с перетягиванием канатов между Китаем и «Большим квартетом» во главе с США?). October 24, 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://theconversation.com/ how-will-asean-balance-a-tug-of-power-between-china-and-us-led-quad-in-theindo-pacifi c-101468#republish.

4. ASEAN Key Figures 2018 (Основные данные по развитию АСЕАН в 2018 году) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://asean.org/ storage/2018/12/ASEAN-Key-Figures-2018.pdf.

5. Fact Sheet on ASEAN Community in 2018 (Фактические данные о сообществе АСЕАН в 2018 году) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://asean. org/storage/2012/05/31.-November-2018-Fact-Sheet-on-ASEAN-Community.pdf.

6. ASEAN COMMUNITY VISION 2025 (Видение развития АСЕАН до 2025 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.asean.org/ wp-content/uploads/images/2015/November/aec-page/ASEAN-CommunityVision-2025.pdf.

7. Parag Khanna. The Future is Asian. Commerce, Confl ict, and Culture in the 21st Century (Будущее за Азией. Торговля, конфликты и культура в XXI веке) // Simon & Schuster New York hardcover edition. — 2019. — 361 p.

8. ASIAN INFRASTRUCTURE FINANCE 2019 (Обзор Азиатского банка инфраструктурных инвестиций «Инфраструктурные инвестиции в Азии, 2019 год») Bridging Borders: Infrastructure to Connect Asia and Beyond [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.aiib.org/en/news-events/asianinfrastructure-fi nance/index.html.

9. Документы саммита Россия-АСЕАН в Сочи, 2016 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russia-asean20.ru/documents/.

Последнее десятилетие характеризуется усилением процессов региональной экономической интеграции, призванной минимизировать риски как глобализации, так и деглобализации, предложенной президентом США Д. Трампом. Одним из наиболее ярких примеров является, в частности, Юго-Восточная Азия, которая в рамках такой организации, как Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), сумела превратиться в зону геополитического и экономического интереса многих стран мира, включая Российскую Федерацию.

Для России страны АСЕАН выгодный экономический и геостратегический партнер, а также важный рынок сбыта отечественных товаров и услуг.

Сейчас регион Юго-Восточной Азии является одним из самых динамично развивающихся в мире, а происходящие здесь политические, экономические и интеграционные процессы привлекают особый интерес политологов и экономистов. Проблемы и перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества России и стран — участниц АСЕАН представляют собой актуальный и интересный бъект для исследования и выработки практических рекомендаций.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, или сокращенно на основе англоязычной аббревиатуры АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN), была создана 8 августа 1967 г. на основе Декларации АСЕАН (Бангкокская декларация), подписанной министрами иностранных дел Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Однако АСЕАН была сформирована на основе уже действовавшей с 1961 г. Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASA), в которой состояли Филиппины, Малайзия и Таиланд.

Альянс стран АСЕАН стал результатом процессов, происходивших в мировой экономике в то время. Группе бедных и недавно получивших независимость государств было необходимо преодолеть наследие колониального прошлого и многочисленных междоусобных конфликтов, а также противостоять развернувшейся холодной войне между СССР и США. Начатая вооруженными силами США в 1965 г. операция The Rolling Thunder («Раскатистый гром») во Вьетнаме резко усилила риск втягивания в войну близлежащих стран. После захвата власти в Индонезии Сухарто пять государств Юго-Восточной Азии (ЮВА)возглавлялись авторитарными антикоммунистическими лидерами, которые хотели содействовать экономическому развитию внутри их стран по капиталистической модели. АСЕАН, таким образом, стала инструментом для поощрения чувства солидарности между этими лидерами, а также способом оградить себя от холодной войны. Они явно поддерживали США, но в то же время хотели избежать участия в крупномасштабном противостоянии великих держав.

Для Цитирования:
Тетерятников Кирилл Семенович, Пухов Сергей Геннадьевич, Сотрудничество Российской Федерации со странами АСЕАН: проблемы и перспективы. Международная экономика. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: