Последнее десятилетие характеризуется усилением процессов региональной экономической интеграции, призванной минимизировать риски как глобализации, так и деглобализации, предложенной президентом США Д. Трампом. Одним из наиболее ярких примеров является, в частности, Юго-Восточная Азия, которая в рамках такой организации, как Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), сумела превратиться в зону геополитического и экономического интереса многих стран мира, включая Российскую Федерацию.
Для России страны АСЕАН выгодный экономический и геостратегический партнер, а также важный рынок сбыта отечественных товаров и услуг.
Сейчас регион Юго-Восточной Азии является одним из самых динамично развивающихся в мире, а происходящие здесь политические, экономические и интеграционные процессы привлекают особый интерес политологов и экономистов. Проблемы и перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества России и стран — участниц АСЕАН представляют собой актуальный и интересный бъект для исследования и выработки практических рекомендаций.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, или сокращенно на основе англоязычной аббревиатуры АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN), была создана 8 августа 1967 г. на основе Декларации АСЕАН (Бангкокская декларация), подписанной министрами иностранных дел Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Однако АСЕАН была сформирована на основе уже действовавшей с 1961 г. Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (ASA), в которой состояли Филиппины, Малайзия и Таиланд.
Альянс стран АСЕАН стал результатом процессов, происходивших в мировой экономике в то время. Группе бедных и недавно получивших независимость государств было необходимо преодолеть наследие колониального прошлого и многочисленных междоусобных конфликтов, а также противостоять развернувшейся холодной войне между СССР и США. Начатая вооруженными силами США в 1965 г. операция The Rolling Thunder («Раскатистый гром») во Вьетнаме резко усилила риск втягивания в войну близлежащих стран. После захвата власти в Индонезии Сухарто пять государств Юго-Восточной Азии (ЮВА)возглавлялись авторитарными антикоммунистическими лидерами, которые хотели содействовать экономическому развитию внутри их стран по капиталистической модели. АСЕАН, таким образом, стала инструментом для поощрения чувства солидарности между этими лидерами, а также способом оградить себя от холодной войны. Они явно поддерживали США, но в то же время хотели избежать участия в крупномасштабном противостоянии великих держав.