Согласно официальным заявлениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), пандемия COVID-19 началась 11 марта 2020 г., а 5 мая 2023 г. ВОЗ объявила о завершении чрезвычайной фазы эпидемии [1].
К середине августа 2025 г. было зарегистрировано свыше 778 млн случаев заболевания по всему миру [2], подтверждено более 7 млн летальных исходов болезни. При этом ВОЗ оценила общее число смертей, прямо или косвенно связанных в 2020 и 2021 гг. с пандемией COVID-19 (так называемая избыточная смертность), примерно в 15 млн [3]. В настоящее время эту эпидемию можно считать одной из самых тяжелых в истории человечества [4].
В первые месяцы заболевания основное внимание уделялось острым осложнениям COVID-19, а впоследствии было получено все больше данных о том, что он может оказывать долгосрочное негативное воздействие на пациента, даже после выздоровления [5].
В октябре 2021 г. ВОЗ опубликовала клиническое определение постковидного состояния, как симптоматики, проявляющейся в течение 3 месяцев после заражения SARS-CoV-2, с минимальной продолжительностью 2 месяца и не поддающейся объяснению альтернативными диагнозами. К распространенным симптомам относятся, но не ограничиваются ими, повышенная утомляемость, одышка и когнитивная дисфункция, которые, как правило, влияют на повседневную деятельность [6]. Следует отметить, что перечисленные жалобы, зачастую сопровождались тревожными и депрессивными переживаниями и являлись причиной обращения в ГБУЗ «НПЦ психоневрологии имени З.П. Соловьева» ДЗМ.
Многочисленными авторами было показано, что вирус COVID-19 оказывает неблагоприятное воздействие на сосудистую стенку. Так, Abbasi J. с соавт. (2022) продемонстрировали, что у пациентов через год после заражения COVID-19 наблюдался ряд повышенных сердечно-сосудистых рисков [7]. SARS-CoV-2 может проникать в организм человека, связываясь с рецепторами ангиотензинпревращающего фермента 2 (АПФ2) в различных тканях [8]. Связывание SARS-CoV-2 с рецепторами АПФ2 в эндотелии сосудов, может привести к их повреждению [9]. Предыдущие исследования показали, что в острой фазе и через четыре месяца после заражения имеет место нарушением функции эндотелия [10] и воспалительный процесс в артериальной стенке. Одновременно повышалась жесткость артерий у пожилых людей.