О состоянии безопасности на железных дорогах в странах — членах Европейского Союза (ЕС), как и во многих других странах, судят по изменениям статистических данных (абсолютных и относительных), отражающих численность различного рода нарушений безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Однако, учет этих нарушений и их признаков в различных странах мира имеет свои особенности.
В странах — членах ЕС такой учет ведется на основании единого правового документа Директивы ЕС «О безопасности на железнодорожном транспорте» [1],которой установлены единая классификация всех нарушений безопасности, а также единые порядок и правила предоставления сведений об этих нарушениях. Это позволяет вести регулярную отчетность о состоянии безопасности, сравнивать состояния безопасности на железных дорогах различных стран — членов ЕС, анализировать изменения этих состояний за различные периоды времени, находить наиболее узкие места в единой железнодорожной сети ЕС и принимать необходимые меры к их устранению.
Следует также обратить внимание на то, что на железных дорогах стран — членов ЕС, как, впрочем, многих других зарубежных стран, понятие «безопасность движения» практически не употребляется. Используется понятие railway safety («железнодорожная безопасность» или «безопасность на железнодорожном транспорте»). Это понятие включает безопасность движения в понимании, принятом на российских железных дорогах, но выходит далеко за его рамки, охватывая производственный и непроизводственный травматизм и другие виды безопасности.
В связи с этим прежде, чем приводить статистические данные о состоянии железнодорожной безопасности в ЕС, целесообразно дать определения хотя бы некоторым событиям, учитываемым на железных дорогах Союза. Пирамида этих событий представлена на рис. 1. На ней отображены 2 большие группы событий: происшествия и инциденты, проведение расследований и учет которых обеспечивает каждое государство — член ЕС, на территории которого они произошли (соответствует статье 22 Директивы [1]).