По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Состояние железнодорожной безопасности в ЕС

В.М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Приводятся показатели железнодорожной безопасности в Европейском Союзе (ЕС) с 2010 по 2021 гг. по данным отчета Агентства ЕС по железнодорожному транспорту, подготовленного в 2023 году на основе сведений от соответствующих национальных органов.

Литература:

1. Directive (EU) 2016/798 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2016 on railway safety (recast) // Official Journal of the European Union. L 138, 26 May 2016, no. 220, pp. 16 – 39 (В переводе на русский язык данная Директива полностью опубликована в выпусках журнала «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте» за 2020 г. №№ 4–6 и за 2021 г. №. 1, 2)

2. Convention concerning International Carriage by Rail (COTIF) // Appendix C. Regulations concerning the International Carriage of Dangerous Goods by Rail (RID). 2015, 1060 p.

3. Safety Overview 2023. Main figures based on CSI data (up to 2021). European Union Agency for Railways. March 2023 / URL: https://www.era.europa.eu.

4. Interoperability Overview 2023. European Union Agency for Railways. July 2023 / URL: https://www.era.europa.eu.

О состоянии безопасности на железных дорогах в странах — членах Европейского Союза (ЕС), как и во многих других странах, судят по изменениям статистических данных (абсолютных и относительных), отражающих численность различного рода нарушений безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Однако, учет этих нарушений и их признаков в различных странах мира имеет свои особенности.

В странах — членах ЕС такой учет ведется на основании единого правового документа Директивы ЕС «О безопасности на железнодорожном транспорте» [1],которой установлены единая классификация всех нарушений безопасности, а также единые порядок и правила предоставления сведений об этих нарушениях. Это позволяет вести регулярную отчетность о состоянии безопасности, сравнивать состояния безопасности на железных дорогах различных стран — членов ЕС, анализировать изменения этих состояний за различные периоды времени, находить наиболее узкие места в единой железнодорожной сети ЕС и принимать необходимые меры к их устранению.

Следует также обратить внимание на то, что на железных дорогах стран — членов ЕС, как, впрочем, многих других зарубежных стран, понятие «безопасность движения» практически не употребляется. Используется понятие railway safety («железнодорожная безопасность» или «безопасность на железнодорожном транспорте»). Это понятие включает безопасность движения в понимании, принятом на российских железных дорогах, но выходит далеко за его рамки, охватывая производственный и непроизводственный травматизм и другие виды безопасности.

В связи с этим прежде, чем приводить статистические данные о состоянии железнодорожной безопасности в ЕС, целесообразно дать определения хотя бы некоторым событиям, учитываемым на железных дорогах Союза. Пирамида этих событий представлена на рис. 1. На ней отображены 2 большие группы событий: происшествия и инциденты, проведение расследований и учет которых обеспечивает каждое государство — член ЕС, на территории которого они произошли (соответствует статье 22 Директивы [1]).

Для Цитирования:
В.М. Рудановский, Состояние железнодорожной безопасности в ЕС. Железнодорожник. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: