Регулирование продолжительности рабочего дня и рабочей недели в рамках Европейского союза представляет особый интерес, поскольку ЕС в силу своего особого правового статуса сочетает в себе признаки не только международной региональной организации, но и надгосударственного образования [1]. Это значит, что нормативные акты, принимаемые на уровне Европейского союза, непосредственно действуют на территории государств-членов и обладают приоритетом перед национальным законодательством стран-участниц.
Общее положение о том, что каждый работник имеет право на ограничение максимальной продолжительности рабочего времени, содержится в Хартии Европейского союза об основных правах 2000 года (Charter of Fundamental Rights of the European Union) [2]. Детально же вопросы установления временных границ рабочего дня и рабочей недели регламентированы Директивой Европейского парламента и Совета от 4 ноября 2003 года (Directive 2003/88/EC of the European Parliament and the Council) [3].
Несмотря на то что в рамках Европейского союза действуют единые для всех государств-членов положения о регулировании рабочего времени, они носят общий характер и, по сути, представляют собой тот минимальный уровень гарантий трудовых прав работников, соблюдать который должна каждая страна ЕС. Но это означает, что любое европейское государство вправе в своем законодательстве предусмотреть более высокую планку продолжительности рабочего дня и недели.
В этой связи интерес представляет законодательство ряда государств ЕС, в том числе ФРГ, относительно индивидуализация и персонализации режима рабочего времени путем введения мобильных графиков рабочего времени, допускаемых по законодательству ФРГ.
Если посмотреть на опыт Германии, то подход к режиму рабочего времени там значительно эволюционирует.
Так, одни работодатели в различных компаниях ранее устанавливали нормированный рабочий день (8–10 часов рабочего времени, с началом рабочего дня в 9 или 10 часов утра и заканчивая его вечером в 18:00–19:00), а теперь переходят на гибкий график занятости сотрудников. Новая тенденция к переходу на гибкое рабочее время появилась в Германии в последние десятилетия, примерно с начала 1990-х годов. Такой опыт Германии заинтересовал другие страны и стал распространяться по Европе и США. На сегодняшний день во всем мире больше половины компаний перешли на схему гибкого рабочего графика. Еще с 1 января 2001 года в Германии вступил в силу Закон от 21.12.2000 № BGBl. I S. 1966 о неполной занятости и ограничениях, связанных с рабочим временем [4].