Иркутская область является высокоурбанизированным регионом Российской Федерации, где сохранение здоровья работающих является важнейшей частью развития экономики [2–4]. Однако значительная часть трудоспособного населения (более полумиллиона человек) работает в условиях, не отвечающих действующим санитарно-гигиеническим нормативам, подвергается комплексному воздействию неблагоприятных факторов производственной среды. В структуре профессиональной заболеваемости в Иркутской области в последние годы лидировали заболевания органов слуха (более 50%), которые были представлены нейросенсорной тугоухостью (НСТ). Проблема распространенности НСТ многие годы является одной из важнейших в медицине труда и остается актуальной до настоящего времени, динамика показателей первичных случаев установления заболевания в целом по РФ не имеет тенденции к снижению [2].
Воздействие шума — весьма важная проблема для гражданской авиации, где она приобрела характер реальной и весьма серьезной угрозы для здоровья пилотов. Кроме шума, профессиональная деятельность членов экипажей воздушных судов гражданской авиации сопряжена с комплексным воздействием ряда неблагоприятных факторов, вызывающих отрицательные изменения в состоянии здоровья, снижение профессиональной работоспособности. Наибольшее значение на организм пилота оказывает шумовой фактор, негативное влияние которого усугубляется высоким нервно-эмоциональным напряжением, что в конечном счете может вызывать развитие нейросенсорной тугоухости [3].
Исходя из вышесказанного, целью проведенного исследования было изучение функционального состояния центральных и периферических проводящих структур у лиц, подвергавшихся в своей трудовой деятельности воздействию шума.
В клинических исследованиях участвовала группа из 20 пациентов с диагнозом НСТ профессионального генеза, все обследованные — работники гражданской авиации. Средний возраст обследованных составил 53,6 ± 4,6 года, средний стаж работы в условиях воздействия шума — 23,8 ± 3,6 года.