По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.46 DOI:10.33920/vne-04-2306-02

Состояние сферы услуг и торговли в Африке и их влияние на диверсификацию экспорта

Алексей Николаевич Саенко младший научный сотрудник, ФГБУН «Институт Африки Российской академии наук», Россия, 123001, г. Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1, E-mail: saenko@atom-alliance.com, ORCID: 0009-0002-7526-7861

В статье дана подробная оценка потенциальной роли сферы услуг в усилении диверсификации экспорта в Африке. Кроме этого, в статье рассматривается потенциал МСП (малые и средние предприятия) в содействии ключевой роли услуг в росте производства и конкурентоспособности. Также автор статьи рассматривает ключевые факторы, подрывающие эффективность диверсификации экспорта и экономических преобразований в Африке. Африканский экспорт по-прежнему сосредоточен на узком ассортименте сырьевых товаров, однако за последнее десятилетие в нескольких африканских странах был достигнут определенный уровень диверсификации экспорта. Чем выше уровень развития сектора услуг, отражаемый разнообразием и качеством продаваемых услуг, тем лучше доступ отечественных фирм к конкурентоспособным ключевым услугам. В результате автор приходит к выводу, что традиционные услуги, такие как путешествия и транспорт, доминируют в торговле услугами, охватывая более двух третей от общего объема торговли услугами. Несмотря на важность упрощения производственных и снабженческих связей, традиционные услуги не оказывают прямого влияния на сложность и разнообразие экспортной корзины, которая, как видно, увеличивается благодаря услугам с высокой наукоемкостью, таким как ИКТ. Развитие торговли услугами способствует инклюзивному росту за счет сокращения масштабов нищеты и неравенства и способствует достижению повестки дня на период до 2063 г. и целей в области устойчивого развития.

Литература:

1. Фитуни, Л. Л. Африка в современной мировой системе товарной торговли // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3 (47). — С. 148–154.

2. Venture Capital in Africa Report: April 2022 // African Private Equity and Venture Capital Association. London.

3. Brenton, P., Ferrantino, M. J., Maliszewska, M. Reshaping Global Value Chains in Light of Covid-19: Implications for Trade and Poverty Reduction in Developing Countries // World Bank. — Washington, D.C., 2022.

4. Building Competitive and Resilient Pharmaceutical Value Chains through the African Continental Free Trade Area // Economic Commission for Africa. Addis Ababa, 2021.

5. Internal market, industry, entrepreneurship and SMEs. SME definition // European Commission, 2022.

6. Gnangnon, S. K. Export product diversification, poverty and tax revenue in developing countries // The Journal of International Trade & Economic Development. — 2021. — № 30 (7). — Pp. 957–987.

7. Gondwe, G., Mbonigaba, J. Foreign aid and economic infrastructure in the Common Market for East and Southern Africa (COMESA) // Journal of the Knowledge Economy. — 2022. — № 13 (1). DOI: 10.1007/s13132022-00900-7.

8. Kaplinsky, R., Kraemer-Mbula, E. Innovation and uneven development: The challenge for low- and middle-income economies // Research Policy. — 2022. — Vol. 51. — Iss. 2. — Р. 104394. DOI: 10.1016/j. respol.2021.104394.

9. Li, Z., Anaba, O. A., Ma, Z., Li, M. Ghanaian SMEs [Small and Medium-sized Enterprises] amidst the COVID-19 pandemic: Evaluating the influence of entrepreneurial orientation // Sustainability. — 2021. — № 13 (3). — Р. 1131. DOI: 10.3390/su13031131.

10. Si Tou, W. K. Enhancing export competitiveness by deeper integration: The case of the East African Community // Development Policy Review. — 2021. — № 39 (3). — Pp. 493–507.

11. Revolutionizing African retail // Twiga. [Электронный ресурс]. URL: https://twiga.com/ (дата обращения: 12.01.2023).

12. How will the AfCFTA [African Continental Free Trade Area] Investment Protocol work? // Trade Law Centre — 2021, 16 April.

13. Industrial Development Report 2022: The Future of Industrialization in a Post-pandemic World // United Nations Industrial Development Organization. Vienna, 2021.

14. WHO announces first technology recipients of mRNA vaccine hub with strong support from African and European partners // World Health Organization. — 2022, 18 February.

15. Economic Development in Africa Report 2021: Reaping the Potential Benefits of the African Continental Free Trade Area for Inclusive Growth (United Nations publication // UNCTAD. — Geneva, 2021.

1. Fituni, L. L. (2013). Afrika v sovremennoi mirovoi sisteme tovarnoi torgovli [Africa in the modern world commodity trading system]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of the modern economy]. No. 3 (47), pp. 148–154 (in Russian).

2. African Private Equity and Venture Capital Association (2022). Venture Capital in Africa Report: April 2022. London.

3. Brenton, P., Ferrantino, M. J., Maliszewska, M. (2022). Reshaping Global Value Chains in Light of COVID-19: Implications for Trade and Poverty Reduction in Developing Countries. World Bank. Washington, D. C.

4. Economic Commission for Africa (2021). Building Competitive and Resilient Pharmaceutical Value Chains through the African Continental Free Trade Area. Addis Ababa.

5. European Commission (2022). Internal market, industry, entrepreneurship and SMEs. SME definition.

6. Gnangnon, S. K. (2021). Export product diversification, poverty and tax revenue in developing countries. The Journal of International Trade & Economic Development. No. 30 (7), pp. 957–987.

7. Gondwe, G., Mbonigaba, J. (2022). Foreign aid and economic infrastructure in the Common Market for East and Southern Africa (COMESA). Journal of the Knowledge Economy. No. 13 (1). DOI: 10.1007/s13132-022-00900-7.

8. Kaplinsky, R., Kraemer-Mbula, E. (2022). Innovation and uneven development: The challenge for low- and middle-income economies. Research Policy. Vol. 51, iss. 2, 104394. DOI: 10.1016/j.respol.2021.104394.

9. Li, Z., Anaba, O. A., Ma, Z., Li, M. (2021). Ghanaian SMEs [Small and Medium-sized Enterprises] amidst the COVID-19 pandemic: Evaluating the influence of entrepreneurial orientation. Sustainability. 13(3), 1131. DOI: 10.3390/su13031131.

10. Si Tou, W. K. (2021). Enhancing export competitiveness by deeper integration: The case of the East African Community. Development Policy Review. 39 (3), pp. 493–507.

11. Twiga (2023). Revolutionizing African retail. — Available at: https://twiga.com/ (accessed: 12.01.2023).

12. Trade Law Centre (2021). How will the AfCFTA [African Continental Free Trade Area] Investment Protocol work? 2021, 16 April.

13. United Nations Industrial Development Organization (2021). Industrial Development Report 2022: The Future of Industrialization in a Post-pandemic World. Vienna.

14. World Health Organization (2022). WHO announces first technology recipients of mRNA vaccine hub with strong support from African and European partners. 2022, 18 February.

15. UNCTAD (2021). Economic Development in Africa Report 2021: Reaping the Potential Benefits of the African Continental Free Trade Area for Inclusive Growth (United Nations publication. Geneva.

Дата поступления рукописи в редакцию: 05.04.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 14.05.2023.

АФРИКАНСКИЕ УСЛУГИ И ЭКСПОРТ

За пятнадцать лет Африка удвоила свой экспорт услуг: по итогам 2019 г. он вырос до 124 млрд долл., составив в среднем 17 % от общего объема экспорта за тот же период. Резкое падение экспорта услуг в 2020 г. (до 82,7 млрд долл.) было вызвано в первую очередь ограничительными мерами, введенными для сдерживания распространения пандемии COVID-19, которая затронула все секторы экономики, главным образом транспорт и путешествия [4]. Существуют некоторые различия в доле услуг в общем объеме экспорта между африканскими странами. Только восемь стран экспортируют больше услуг, чем товаров: Кабо-Верде, Центральноафриканская Республика, Коморские Острова, Эфиопия, Гамбия, Маврикий, Сан-Томе и Принсипи и Сейшельские Острова.

Африканский экспорт услуг сосредоточен в двух традиционных секторах услуг — туризме и транспорте, на долю которых приходится более двух третей общего объема торговли услугами.

В сфере транспортных услуг доминирует национальная авиатранспортная компания Ethiopian Airlines, на долю которой в 2020 г. пришлось 5,7 % ВВП и которая обеспечивает прямую и косвенную занятость примерно 1,1 млн человек [2]. В Кабо-Верде, где доля услуг в общем объеме экспорта (90 %) является самой высокой в Африке, на долю торговли услугами в 2019 г. пришлось 55,6 % ВВП. Эти услуги включают поездки (в том числе туризм и сопутствующие услуги), на долю которых с 2015 по 2019 г. приходилось более 55 % от общего объема экспорта услуг [7].

Африканский экспорт услуг внутри региона и с остальным миром в значительной степени состоит из традиционных услуг (около 70 %). Наукоемкие услуги составляют лишь 20 % от общего объема экспорта услуг в Африке. Традиционные услуги доминируют в торговле услугами в Африке из-за фрагментации торговли профессиональными услугами, услугами в области образования и здравоохранения, обусловленной ограничительной политикой. К ним относятся требования к гражданству, неоднородность нормативных требований в отношении лицензирования, квалификационных требований и требований к образованию, а также высокая стоимость поездок и виз. Торговые барьеры, нормативные требования и иммиграционная политика, ограничивающие передвижение людей через национальные границы, препятствуют торговле профессиональными услугами.

Африканские страны с небольшой долей услуг в общем объеме экспорта в основном являются странами, зависящими от топлива или горнодобывающего сырья. Например, в Демократической Республике Конго и Ливии доля общего объема экспорта услуг составляет менее 1 %. В Алжире, Анголе, Чаде, Конго, Кот-д’Ивуаре, Экваториальной Гвинее, Эсватини, Габоне, Гвинее, Лесото, Либерии, Мавритании, Намибии, Нигерии и Зимбабве экспорт услуг составляет менее одной десятой от общего объема экспорта. Среди этих стран Эсватини и Лесото не зависят от сырьевых товаров, в то время как Кот-д’Ивуар является страной, зависящей от сельскохозяйственного сырья. Оценки показывают, что более чем в половине всех африканских стран доля услуг в общем объеме экспорта составляет менее 15 % [11].

ОЦЕНКА ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКСПОРТА УСЛУГ В АФРИКЕ

Торговля услугами считается диверсифицированной, когда доля трех ведущих секторов услуг составляет менее 70 %, и концентрированной, когда она превышает 90 %. В пяти странах (Буркина-Фасо, Кения, Малави, Сенегал и Сьерра-Леоне) на три крупнейших сектора услуг приходится менее 70 % от общего объема их экспорта. Как упоминалось ранее, в экспорте услуг в большинстве африканских стран по-прежнему доминируют путешествия и транспорт, за исключением нескольких стран, таких как Малави, где основным сектором услуг являются телекоммуникации, на долю которых приходится четверть общего объема экспорта услуг. В 24 африканских странах только на три сектора приходится более 90 % общего объема экспорта услуг в 2019 г. В Габоне и Гане, например, исследования и разработки, профессиональные и управленческие консультации, а также технические и связанные с торговлей услуги доминируют в экспорте услуг, на долю которых приходится 81 % экспорта услуг Ганы и 58 % экспорта габонских услуг. Аналогичным образом в Либерии и Ливии экспорт услуг сосредоточен в сфере услуг с высокой наукоемкостью, таких как страхование и пенсионные услуги. В Бурунди и Центральноафриканской Республике на государственные услуги, которые не являются коммерческими, в 2019 г. приходилось 77 и 80 % экспорта услуг соответственно [3].

В среднем с 2005 по 2019 г. на услуги приходилось лишь 17 % от общего объема экспорта в Африке. В 2005–2019 гг. на три крупнейших сектора услуг приходилось менее 70 % общего объема экспорта услуг в пяти странах, а именно в Буркина-Фасо, Кении, Малави, Сенегале и Сьерра-Леоне. В Анголе, Гамбии, Лесото, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельских Островах, Объединенной Республике Танзания и Судане только на транспорт приходилось более 50 % общего объема экспорта услуг [9]. В Гане и Либерии в секторе услуг доминируют наукоемкие услуги, на долю которых приходится около 80 % их общего объема экспорта услуг. Они включают другие деловые услуги, в частности исследования и разработки, профессиональные и управленческие консультации, а также технические и торговые услуги (Гана); и страховые и пенсионные услуги (Либерия). Другими странами, экспорт услуг которых сосредоточен в секторе услуг с высокой наукоемкостью, являются: Чад (телекоммуникации, компьютерные и информационные услуги); Эсватини (строительство); Габон (другие бизнес-услуги — исследования и разработки, профессиональные и управленческие консультации, а также технические и торговые услуги); Гвинея (производственные услуги) и Ливия (страховые и пенсионные услуги).

Следующие африканские страны считаются диверсифицированными: Буркина-Фасо, Эсватини, Гвинея, Кения, Малави, Намибия, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне и Уганда. В этих странах экспорт услуг диверсифицируется, в то время как доля наукоемких услуг в экспорте услуг увеличилась. За исключением Эсватини, экспорт наукоемких услуг в этих странах вырос более чем втрое. В девятнадцати странах в течение этого периода наблюдалась слабая диверсификация экспорта услуг.

Среди этих стран доля экспорта наукоемких услуг сократилась в Конго, Гвинее-Бисау, Сенегале и Судане. Экспорт услуг в большинстве этих стран в 2019 г. вращался вокруг двух или трех секторов услуг. Хотя экспорт услуг был приостановлен в Алжире, Гане, Лесото, Либерии, Ливии, Мали, Маврикии и Сейшельских Островах, в целом доля и стоимость наукоемких услуг в экспорте услуг выросли с 2005 по 2019 г. Экспорт этих услуг утроился в Центральноафриканской Республике и Габоне, но их доля в экспорте услуг за тот же период не изменилась [6]. Однако доля наукоемких услуг в экспорте снизилась в Анголе, Кабо-Верде, Коморских Островах, Демократической Республике Конго, Кот-д’Ивуаре, Египте, Эфиопии, Гамбии, Мавритании, на Мадагаскаре, в Мозамбике, Сан-Томе и Принсипи, Объединенной Республике Танзания.

Среди 19 стран со слабой диверсификацией экспортных услуг в пяти странах (Бенин, Камерун, Сенегал, Судан и Того) наблюдалась повышенная концентрация экспорта в сфере услуг (с использованием трех ведущих секторов услуг).

Кроме того, среди 23 стран, которые испытали перебои в экспорте услуг, оценка трех ведущих секторов показала, что экспорт услуг стал менее концентрированным в Алжире, Египте, Гамбии и Маврикии в 2019 г. по сравнению с 2015 г.

Среди пяти стран, где статическая оценка показывает диверсификацию экспорта услуг в 2019 г. (Буркина-Фасо, Кения, Малави, Сенегал и Сьерра-Леоне), единственной страной, в которой не наблюдалось значительного увеличения диверсификации экспорта услуг с 2005 по 2019 г., был Сенегал. Кроме того, в то время как в Бенине, Бурунди, Джибути, Экваториальной Гвинее и Замбии наблюдалась слабая диверсификация экспортных услуг, статическая оценка показывает, что их экспорт в 2019 г. оставался сосредоточенным в двух или трех секторах услуг. Ангола, Демократическая Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Египет, Эстония, Мозамбик и Республика Конго являются единственными африканскими странами, в которых стоимость экспорта наукоемких услуг снизилась [12].

В 2005–2019 гг. динамические оценки показали, что доля наукоемких услуг в экспорте увеличилась в 31 африканской стране, включая 10 диверсифицированных стран, а именно Буркина-Фасо, Гвинею, Кению, Эсватини, Малави, Намибию, Нигерию, Руанду, Сьерра-Леоне и Уганду.

Однако лишь немногие страны имеют относительно значительную долю финансовых услуг в их общем объеме экспорта услуг. В Буркина-Фасо, Кении и Малави на финансовые услуги в 2019 г. приходилось соответственно 16, 12 и 10 % от общего объема экспорта услуг [5].

ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ЧАСТНОГО СЕКТОРА В УСИЛЕНИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ, ОСНОВАННОЙ НА УСЛУГАХ

Частный сектор является краеугольным камнем большинства экономик на континенте. МСП (малое и среднее предпринимательство), в частности, обладает растущим потенциалом в содействии торговле услугами и, следовательно, развитию производственно-сбытовых цепочек в Африке. Они представляют около 90 % предприятий в регионе и нанимают около 60 % рабочей силы [14]. МСП быстрее реагируют на коммерческие возможности, чем крупные предприятия, из-за более сложных процессов принятия решений и длительных ограничений цикла планирования последних. Кроме того, МСП, специализирующиеся на наукоемких услугах, более склонны к использованию инновационных бизнес-моделей, таких как международная бизнес-модель или бизнес-модель для потребителей, чем их коллеги-производители.

ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ

Сектор туризма заслуживает особого внимания при обсуждении торговли услугами, поскольку он является одним из наиболее интернационализированных секторов в мире, связывающим и интегрирующим несколько секторов экономики. Охватывающий путешествия, проживание, гостиничный бизнес и досуг, туризм представляет собой наиболее всеобъемлющую цепочку создания стоимости в секторе услуг и привлекает множество малых и средних предприятий. Этот сектор состоит из множества интегрированных крупных государственных и частных фирм и вносит значительный вклад в занятость и ВВП в развивающихся странах, в том числе в Африке.

Несмотря на присутствие многих индивидуальных, а также малых и средних предприятий в таких областях, как рестораны, жилье и транспорт, их полный потенциал для внесения вклада в преобразование и рост сектора еще предстоит использовать. Учитывая динамизм сектора, МСП в Африке, как правило, сталкиваются с острой конкуренцией со стороны более крупных государственных и частных предприятий с многолетним опытом и оборотным капиталом. В основном это является следствием фрагментированной и нескоординированной деятельности МСП, что увеличивает их небольшой размер с точки зрения способности предлагать комплексные и высококачественные туристские продукты независимо от их способности легко адаптироваться к меняющимся рыночным условиям по сравнению с крупными фирмами. Эти ограничения еще более усугубляются глобализацией.

Высокий спрос на накладные расходы, связанный с глобализацией, исключил большинство инновационных МСП, которые работают в основном как независимые организации.

Однако у МСП есть возможность сотрудничать с крупными компаниями и другими МСП в цепочке создания стоимости, причем каждый партнер специализируется на конкретных компонентах туристского пакета на основе сравнительных преимуществ.

МСП могут сотрудничать с фирмами внутри сети на разных этапах цепочки создания стоимости. Более простой способ для них заключается в оказании бизнес-поддержки крупным предприятиям в Африке, которые уже работают в этом секторе. Например, малые и средние предприятия, работающие в качестве гидов, могут сотрудничать с крупными гостиничными брендами (многонациональными предприятиями), чтобы они могли предоставить полный пакет услуг по путешествиям, размещению и достопримечательностям, при этом каждый партнер гарантирует хорошее качество соответствующих компонентов. В этом случае отели, предлагающие туры своим гостям, могли бы приобрести эту услугу у малого и среднего бизнеса или передать ее по субподряду. В любом случае МСП получают доступ к рынку, который обычно был бы невозможен.

Кроме того, МСП также могут использовать партнерские отношения с фирмами, находящимися на той же стадии цепочки создания стоимости. В этом отношении они могли бы, например, сотрудничать с глобальными туроператорами (от бизнеса к бизнесу) и покрывать компонент пакета «от бизнеса к потребителю», в результате чего они выступали бы в качестве национальных или местных туроператоров (контрактных поставщиков модулей). Их основное внимание будет по-прежнему уделяться компоненту «бизнес-потребитель», который может включать приобретение услуг у отдельных поставщиков и объединение их в желаемые туристические продукты. В целом в таких партнерствах хорошее знание внутреннего рынка и игроков, а также творческий подход и гибкость в удовлетворении потребностей клиентов дают местным МСП конкурентное преимущество перед крупными международными туроператорами в своих странах или регионах, несмотря на финансовые возможности и опыт последних в этом секторе. Эта бизнес-модель является ключом к повышению технического потенциала МСП для роста благодаря передаче знаний и навыков, связанных с этим процессом. Более того, малые и средние предприятия имеют возможность выходить на различные рынки без необходимости увеличивать свои инвестиции. Поддерживая свой бренд независимо от способа интеграции, МСП получают возможность для роста за счет усиления конкуренции и экономии за счет масштаба. Sun International из Южной Африки является классическим примером вовлечения МСП на различных этапах цепочки создания добавленной стоимости в сфере туризма в Африке [15]. Предоставляя доступ к рынкам, международная модель Sun помогла соответствующим МСП улучшить свою продукцию и повысить свою конкурентоспособность. Стоит отметить, что это соглашение мотивировано законодательством правительства Южной Африки, которое предоставляет многонациональным предприятиям стимулы для закупок у местных МСП.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Одним из ключевых секторов услуг, который играет центральную роль в росте и развитии всех секторов экономики, включая сектор услуг, являются ИКТ. С одной стороны, благодаря своему встроенному технологическому компоненту ИКТ напрямую влияют на качество (сложность) продукции и облегчают дифференциацию и кастомизацию продукции, что положительно сказывается на разнообразии выпускаемой фирмами продукции. С другой стороны, его встроенные цифровые платформы и приложения все чаще оказывают положительное влияние на информационную асимметрию и расширяют доступ к рынкам как для крупных, так и для малых фирм. В совокупности эти эффекты выражаются в повышении эффективности на различных этапах производственно-сбытовых цепочек и, что наиболее важно, в снижении издержек и повышении производительности и конкурентоспособности фирм во всех секторах. В секторе услуг ИКТ играют важную роль в развитии и увязке различных компонентов соответствующих производственно-сбытовых цепочек, повышая конкурентоспособность за счет улучшения качества и разнообразия продуктов и облегчения доступа к соответствующей рыночной информации. Кроме того, ИКТ необходимы для создания ценных сетей, позволяющих осуществлять наставничество, развитие навыков и обмен информацией, которые являются ключевыми для роста и развития сектора услуг.

В целом ИКТ остаются потенциальной движущей силой фундаментальных структурных преобразований в Африке, рост которых в среднем составил 40 % с 2015 по 2020 г. [8]. Примечательно, что этот беспрецедентный рост в значительной степени обусловлен телекоммуникационным сектором, в котором наблюдается резкий рост проникновения мобильной связи во всех странах. Однако неэффективность проникновения широкополосной связи по-прежнему очевидна и составляет 17,4 %, что ниже среднего показателя развивающихся стран на 39 % и менее 25 % от показателя развитых стран (87 %) [13]. Таким образом, только 10 % населения Африки имеют доступ к интернету, что свидетельствует о фундаментальных ограничениях в использовании сопутствующих услуг ИКТ для повышения качества и разнообразия продукции большинством африканских фирм, несмотря на рост сектора ИКТ.

Будучи высокотехнологичным сектором, требующим огромных объемов начального капитала, ИКТ в Африке в основном управляются горсткой многонациональных предприятий и крупных государственных предприятий, несмотря на большое количество МСП, которые активно работают в этом секторе.

Участие МСП в секторе и их вклад в него в значительной степени подрываются ограничениями, возникающими из-за инфраструктурных и институциональных недостатков, которые в основном объясняют их высокие капитальные и эксплуатационные расходы. Кроме того, неадекватная политика и нормативно-правовая база способствовали монополистическому поведению в секторе, что имело значительные негативные последствия для производственного вклада МСП.

РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ И БИЗНЕСА: БАРЬЕРЫ, НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Существует множество факторов, влияющих на использование услуг африканскими фирмами и интеграцию МСП в этот сектор. Подрывая рост и развитие сектора, эти барьеры еще больше ограничивают прогресс в других секторах экономики, поскольку услуги играют ключевую роль в определении их производительности и конкурентоспособности.

Прямые барьеры для торговли услугами в Африке включают высокие издержки торговли услугами, а также протекционистскую политику и меры. Косвенные барьеры включают проблемы с инфраструктурой и оборудованием, низкий уровень цифровизации и технологий, трудный доступ к финансовым услугам, зависимость от топлива и горнодобывающих товаров, низкий уровень региональной интеграции и отсутствие конкурентной среды.

Как отмечает в своей работе Фитуни Л. Л., «в области торговли не реальным товаром, а собственно услугами Африка сильно отстает не только от развитого мира, но и от всех других развивающихся регионов» [1].

Основным препятствием для торговли услугами является стоимость. Хотя ожидается, что стоимость экспорта услуг будет ниже, чем стоимость экспорта товаров, поскольку услуги не нуждаются в хранении, на практике верно обратное. Стоимость услуг при экспорте выше, чем стоимость экспорта товаров, в то время как доступ к недорогостоящим высококачественным услугам помогает странам участвовать в местных, региональных и глобальных производственно-сбытовых цепочках и достигать целей социального развития. В Африке высокая стоимость экспорта услуг имеет многофакторный характер — например, плохое подключение к ИКТ, проблемы с цифровизацией и слабое развитие финансового сектора.

Инфраструктурные проблемы

Инфраструктурные пробелы сохраняются во всех секторах. В то время как слабая транспортная инфраструктура широко упоминается в качестве одной из ключевых причин торговых издержек в Африке, недавнее исследование предприятий Всемирного банка показывает, что электроэнергия является вторым по значимости препятствием, с которым сталкиваются африканские МСП. Кроме того, торговля услугами ограничена нехваткой данных об информации и технологиях. Многие населенные пункты в Африке не имеют доступа к стабильному интернет-соединению в дополнение к многочисленным перебоям в подаче электроэнергии.

Нестабильность интернет-соединений замедляет работу служб и делает технологии в торговле услугами менее эффективными. В то время как цифровизация стимулирует торговлю наукоемкими услугами, Африка остается наименее цифровизированным континентом на планете. Согласно показателям мирового развития Всемирного банка, Африка имеет самый низкий общий индекс эффективности логистики в мире. В 2018 г. общий индекс эффективности логистики компании составил 2,46 по шкале от 1 до 5 по сравнению с 2,87 по всему миру [10].

Проблемы конкурентоспособности

Политика, направленная на защиту отечественных или зарождающихся отраслей промышленности от иностранной конкуренции, может стать серьезным препятствием для торговли услугами, поскольку она создает неконкурентоспособную деловую среду, связанную с тарифами, субсидиями, квотами на импорт и другими ограничениями или препятствиями для бизнеса.

Кроме того, некоторые услуги предоставляются монопольными или эксклюзивными поставщиками услуг, особенно в секторе грузовых перевозок и логистических услуг. Эти услуги не открыты для частного сектора и, как правило, не имеют эффективных процедур предоставления качественных услуг. Это привело к неэффективным операциям и более высокому росту платы за обслуживание и значительно ограничило эффективное участие МСП в секторе.

Потребность в повышении квалификации в наукоемких секторах

Успешные предприятия малого и среднего бизнеса в секторах услуг с высокой наукоемкостью, таких как ИКТ, требуют высокого уровня инноваций и навыков. Независимо от того, используются партнерские отношения с привлечением заемных средств или нет, большинство МСП не будут эффективно использовать возможности в различных секторах с низкой квалификацией и навыками, если только развитие навыков не является компонентом партнерства с привлечением заемных средств. Например, чтобы добиться успеха в партнерствах по аутсорсингу, МСП должны соответствовать высоким мировым стандартам, что является проблемой для большинства этих предприятий в Африке из-за ограничений в области образования и профессиональных навыков. Действительно, согласно последним данным Центра международной торговли о МСП, многие африканские предприятия ссылались на международные стандарты и требования к сертификации в качестве основного препятствия для их экспортной деятельности. Без устранения этого пробела МСП будет сложно принять участие в диверсификации торговли услугами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Африканские МСП являются основой экономики африканских стран. Они составляют около 90 % фирм в регионе и нанимают около 60 % его рабочей силы. Торговля услугами открывает множество возможностей для расширения участия МСП в Африке.

Однако они должны быть инновационными и эффективно использовать сети в секторе, чтобы улучшить доступ к соответствующей информации о рынках и других событиях в секторе. Преодоление кредитных ограничений и облегчение доступа МСП к недорогому финансированию будут иметь важное значение для их роста, конкурентоспособности и положения в качестве потенциальных двигателей роста и диверсификации.

Услуги необходимы для усиления диверсификации экспорта путем предоставления деловых, финансовых и информационно-коммуникационных технологических услуг, облегчающих выход на новые рынки и производство новых продуктов. Однако эффективность торговли услугами с точки зрения разнообразия как игроков, так и продуктов на внутреннем рынке остается императивной для обеспечения доступности соответствующих услуг, обеспечивающих повышенную сложность и разнообразие производимых товаров. Например, в большинстве африканских стран уровень использования ресурсов в сфере бизнеса и коммуникационных услуг невелик: в среднем около 10 % приходится на производство и экспорт продукции. Хотя на услуги приходится более 50 % затрат на производство, наибольшая часть приходится на услуги по распределению.

Ограниченные производственные мощности в большинстве африканских стран являются причиной низкого уровня использования основных ресурсов сферы услуг, но необходимо также учитывать структурные барьеры, подрывающие эффективность торговли услугами. Ключевые факторы в этом отношении включают высокую стоимость торговли услугами, проблемы с инфраструктурой и оборудованием, низкий уровень цифровизации и технологий, трудный доступ к финансовым услугам, слабую региональную интеграцию и ограниченную конкурентную среду. Кроме того, взаимодополняемость между услугами и производственными секторами останется слабой в большинстве стран, поскольку традиционные услуги по-прежнему доминируют в структуре экспортируемой добавленной стоимости по всей Африке. Поэтому африканским странам следует укреплять региональную координацию под эгидой Африканской континентальной зоны свободной торговли и продвигать политику и стратегии по увеличению экспорта услуг с более высокой добавленной стоимостью.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.

Conflict of interest. The author declare no conflict of interest.

Financing. The research was performed free of charge.

Язык статьи:
Действия с выбранными: