По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/igt-2-2404-09

Состояние развития рынка электронной торговли в мире и в России

Никита Анатольевич Новиков магистрант, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: 1132227762@pfur.ru

В статье дается обзор современного состояния развития глобального рынка электронной коммерции, а также проводится анализ российского рынка онлайн-продаж. Приведены статистические данные показателей международных и российских онлайн-продаж в динамике. Перечислены факторы, способствующие развитию глобального рынка электронной коммерции и замедляющие темпы роста данного рынка в нашей стране. Указаны наиболее востребованные в России маркетплейсы и количественные оценки произведенных на них транзакций. Кроме того, выделены дальнейшие перспективы развития российского рынка интернет-торговли.

Литература:

1. Бегин, А. Статистика маркетплейсов России в 2024 году / А. Бегин // INCLIENT [Электронный ресурс]. — URL: https://inclient.ru/marketplaces-stats/?ysclid=ltb5waze 9s695939290 (дата обращения: 23.02.2024).

2. Вострикова, Е. О. Перспективы развития электронной коммерции в России в условиях цифровизации экономики / Е.О. Вострикова, А.П. Мешкова // Новые технологии. — 2021. — Т. 17. — № 3. — С. 86–94.

3. Зубарев, Л. Электронная коммерция в России / Л. Зубарев, И. Шурмина // CMS Legal [Электронный ресурс]. — URL: https://cms.law/en/int/expert-guides/ecommerce-incee/russia (дата обращения: 19.02.2024).

4. Итоги года на маркетплейсах: в 2023 году количество покупок выросло на 63%// INGURO [Электронный ресурс]. — URL: https://inguro.ru/itogi-goda-na-marketpleysah-v2023-godu-kolichestvo-pokupok-vyroslo-na-63 (дата обращения: 26.02.2024).

5. Минаков, А. В. Перспективы развития интернет-торговли и интернет-магазинов в России // Теория и практика общественного развития. — 2023. — № 6. — С. 143–152.

6. Отчет о рынке электронной коммерции по типам (бытовая техника, одежда, обувь и аксессуары, книги, косметика, бакалея и другие), транзакциям (от бизнеса к потребителю, от бизнеса к бизнесу, от потребителя к потребителю и другие) и регионам на 2024–2032 годы [Электронный ресурс]. — URL: https://www.imarcgroup.com/e-commerce-market#:~:text=The%20global%20e-commerce%20market%20 size,key%20factors%20driving%20the%20market (дата обращения: 19.02.2024).

7. Оглоблина, Е. В. Проблемы и перспективы развития электронной торговли в России / Е.В. Оглоблина, Д.В. Фунтова // Мировая экономика и мировые финансы. — 2023. — Т. 2. — № 4. — С. 19–24.

8. Рынок онлайн-торговли в России // TADVISER [Электронный ресурс]. — URL: https://tadviser.com/index.php/Article:Internet_trading_(Russian_market) (дата обращения: 21.02.2024).

1. Begin, A. Statistics of Russian marketplaces in 2024. INCLIENT. Available at: https:// inclient.ru/marketplaces-stats/?ysclid=ltb5waze9s695939290 (accessed: 23.02.2024).

2. Vostrikova, E. O. Prospects for the development of electronic commerce in Russia in the context of digitalization of the economy. E. O. Vostrikova, A. P. Meshkova. New technologies. 2021. T.17, No. 3, рр. 86–94.

3. Zubarev, L. Electronic commerce in Russia. L. Zubarev, I. Shurmina. CMS Legal. Available at: https://cms.law/en/int/expert-guides/ecommerce-in-cee/russia (accessed: 19.02.2024).

4. Results of the year on marketplaces: in 2023, the number of purchases increased by 63 %. INGURO. Available at: https://inguro.ru/itogi-goda-na-marketpleysah-v-2023-godu-kolichestvo-pokupok-vyroslo-na-63 (accessed: 26.02.2024).

5. Minakov, A. V. Prospects for the development of online trading and online stores inRussia. Theory and practice of social development. 2023, No. 6, рр. 143–152.

6. E-commerce market report by type (home appliances, clothing, shoes and accessories, books, cosmetics, grocery and others), transactions (business to consumer, business to business, consumer to consumer and others) and regions by 2024–2032. IMARCGROUP. Available at: https://www.imarcgroup.com/e-commerce-market#:~:text=The%20global%20e-commerce%20 market%20size,key%20factors%20driving%20the%20market (accessed: 19.02.2024).

7. Ogloblina, E.V. Problems and prospects for the development of electronic trade in Russia. E.V. Ogloblina, D.V. Poundova. World Economy and World Finance. 2023, T. 2, No. 4, рр. 19–24.

8. Online trading market in Russia. TADVISER. Available at: https://tadviser.com/index.php/Article:Internet_trading_(Russian_market) (accessed: 21.02.2024).

Дата поступления рукописи в редакцию: 22.03.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 23.03.2024

В последние годы все больше предприятий розничной торговли и B2B переходят на омниканальную стратегию и открывают интернет-магазины либо представительство на маркетплейсах для того, чтобы максимизировать свой бизнес-потенциал. Пандемия COVID-19 ускорила эту тенденцию, но одной из причин также стали растущие ожидания клиентов, поскольку они стали открывать для себя комфорт и выгоду от совершения покупок в формате онлайн. Это позволило рынку электронной торговли активно развиваться.

Объем мирового рынка электронной коммерции достиг 21,1 трлн долл. США в 2023 г. IMARC Group прогнозирует, что рынок достигнет 183,8 трлн долл. США к 2032 г., продемонстрировав темпы роста (CAGR) в 27,16% в течение 2024–2032 гг. [6].

Рассматривая международный опыт, можно отметить, что рынок глобальной электронной коммерции динамичен и оперативно подстраивается под все современные тенденции. Сегодня продажи на нем растут с большой скоростью, и прогнозируется увеличение его объема до 8148 млрд долл. США к 2026 г. (рис. 1) [7, 21] благодаря наличию в электронной среде широких возможностей для продвижения товаров и услуг.

Анализ доходов от электронной коммерции по странам позволяет сделать вывод, что в 2022 г. лидирующую позицию продолжает занимать Китай с объемом выручки 885,94 млрд долл. США и 4,92% от ВВП (18 трлн долл.). На втором месте находятся США с объемом выручки 789,01 млрд долл., что составляет 3,1% от ВВП (25,46 трлн долл.). Третье место занимает Япония со значительно меньшей выручкой — 125,49 млрд долл. США, т. е. 2,97% от ВВП страны (4,23 трлн долл.) (рис.2) [7, 21].

Таким образом, доли стран в общем объеме выручки от электронной коммерции распределились следующим образом: 38,62% — Китай; 34,4 — США; 5,47 — Япония; 5,36— Великобритания; 4,2 — Германия; 3,22 — Южная Корея; 2,91 — Франция, 2,21 — Индия; 2,06 — Канада и 1,56% — Индонезия.

Для Цитирования:
Никита Анатольевич Новиков, Состояние развития рынка электронной торговли в мире и в России. Гостиничное дело. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: