Дата поступления рукописи в редакцию: 22.03.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 23.03.2024
В последние годы все больше предприятий розничной торговли и B2B переходят на омниканальную стратегию и открывают интернет-магазины либо представительство на маркетплейсах для того, чтобы максимизировать свой бизнес-потенциал. Пандемия COVID-19 ускорила эту тенденцию, но одной из причин также стали растущие ожидания клиентов, поскольку они стали открывать для себя комфорт и выгоду от совершения покупок в формате онлайн. Это позволило рынку электронной торговли активно развиваться.
Объем мирового рынка электронной коммерции достиг 21,1 трлн долл. США в 2023 г. IMARC Group прогнозирует, что рынок достигнет 183,8 трлн долл. США к 2032 г., продемонстрировав темпы роста (CAGR) в 27,16% в течение 2024–2032 гг. [6].
Рассматривая международный опыт, можно отметить, что рынок глобальной электронной коммерции динамичен и оперативно подстраивается под все современные тенденции. Сегодня продажи на нем растут с большой скоростью, и прогнозируется увеличение его объема до 8148 млрд долл. США к 2026 г. (рис. 1) [7, 21] благодаря наличию в электронной среде широких возможностей для продвижения товаров и услуг.
Анализ доходов от электронной коммерции по странам позволяет сделать вывод, что в 2022 г. лидирующую позицию продолжает занимать Китай с объемом выручки 885,94 млрд долл. США и 4,92% от ВВП (18 трлн долл.). На втором месте находятся США с объемом выручки 789,01 млрд долл., что составляет 3,1% от ВВП (25,46 трлн долл.). Третье место занимает Япония со значительно меньшей выручкой — 125,49 млрд долл. США, т. е. 2,97% от ВВП страны (4,23 трлн долл.) (рис.2) [7, 21].
Таким образом, доли стран в общем объеме выручки от электронной коммерции распределились следующим образом: 38,62% — Китай; 34,4 — США; 5,47 — Япония; 5,36— Великобритания; 4,2 — Германия; 3,22 — Южная Корея; 2,91 — Франция, 2,21 — Индия; 2,06 — Канада и 1,56% — Индонезия.