В современной рыночной экономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности является качество. Под качеством понимается комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшей составляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции (товаров).
В настоящее время обувной рынок России находится в сложной ситуации, на что влияет целый ряд обстоятельств. Прежде всего, проблемы с выпуском обуви отечественными предприятиями.
Выпускать обувь в России трудно — крайне неразвит рынок материалов и комплектующих, всего 3–4 сильных кожзавода на всю страну, нет производителей меха для подкладки, мало производителей подошв и колодок.
Рынок материалов и комплектующих изделий в России практически не сформирован, так как масштабы промышленного производства обуви крайне малы. Поэтому и специальное оборудование в стране производится в крайне ограниченных количествах.
Отечественные производители в настоящее время способны обеспечить лишь пятую часть необходимого количества обуви. Обувной рынок в основном занимает импортная обувь.
По поставкам обуви в страну безусловными лидерами являются Восточная Азия и прежде всего — Китай, Корея, Вьетнам. Качество производимых товаров нередко имеет нарекания даже у потребителей, которые относятся к среднему и низкому сегменту достатка.
Такая обувь встречается в некоторых магазинах обувного профиля, но чаще всего продается на рынках. Поэтому сейчас все больше людей приобретают более дорогую, но качественную обувь, выбирают магазины с более широким выбором, те, которые уже доказали свою конкурентоспособность и качество товара которых не вызывает сомнений.
Проблема для России — теневой импорт, который, согласно экспертным оценкам, составляет 60–80 % от совокупного объема импорта обуви. По мнению специалистов, незащищенность отечественного производителя от незаконного ввоза обуви на территорию страны является одним из наиболее значимых факторов снижения объемов российского производства. Эта проблема на протяжении многих лет не находит своего решения.