Продукты детского питания (далее — ПДП) — это пищевые продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма.1
Рынок продуктов детского питания является одним из самых быстрорастущих среди продовольственных рынков как в мире, так и в России.
Питание оказывает существенное влияние на рост и формирование детского организма, что в значительной степени предопределяет состояние здоровья и жизнеспособность всего общества в целом.
Товарный рынок продуктов детского питания принято подразделять на следующие субкатегории: сухие смеси, пюре, йогурты и творожки, соки, каши, молоко и заменители грудного молока (рис. 1).
Лидирующими сегментами в натуральном выражении являются: сухие смеси, предназначенные для кормления детей с рождения — 27,4 %, пюре (24,6 %), а также йогурты (17,2 %). Стоит отметить, что сухие смеси и кисломолочные детские продукты выступают в роли специализированного клинического питания, которое наиболее востребовано на рынке.
Темпы роста и развития рынка детского питания тесным образом связаны с рождаемостью и улучшением благосостояния населения. Согласно данным Всемирного банка, более 80 % населения живет в развивающихся странах. Несмотря на то, что глобальный уровень рождаемости продолжает снижаться, он остается самым высоким в данной группе стран. Так, среднее число новорожденных на 1000 человек в развитых стран составило 11,7, а в развивающихся 17,1.2
Стоит отметить, что и в России уровень рождаемости снизился. Несмотря на это, уровень занятости женщин в возрасте 20–49 лет, имеющих детей (до 10 лет), в 2016 году вырос до 76 % от общей численности женщин указанного возраста, что на 3 % больше предыдущего 2015 г.3 Вследствие чего увеличивается рост потребления продуктов детского питания: все больше родителей стараются тратить меньше времени на приготовление пищи, покупая готовые смеси, консервы и каши быстрого приготовления, не только для грудных детей, но и детей дошкольного и школьного возраста.