Деловая активность (business activity, activity) стала выступать объектом экономических исследований с начала XX века. Первоначально исследования деловой активности проводились на макроуровне и были непосредственно связаны с концепцией экономических циклов. В середине XX века деловую активность начали исследовать и на микроуровне, трактуя ее как характеристику развития хозяйствующих субъектов.
Для оценки деловой активности в макроэкономических исследованиях применяют индикаторы, которые публикуются правительствами, центральными банками, или тенденции в экономике и предсказывают поворотные точки экономического цикла. Иными словами, поворотные точки таких индикаторов наступают раньше, чем в экономике в целом. Как правило, опережающие индикаторы отражают настроения какойто конкретной группы лиц, например менеджеров, потребителей и т. п., путем проведения опросов. Опросные данные являются прямыми оценками ожиданий. Существуют также косвенные оценки — фондовые индексы, уровень процентных ставок, валютные курсы, мировые цены на нефть.
Международная практика показывает, что система, состоящая из нескольких опережающих индикаторов, достаточно сложна для анализа и восприятия. Это связано с тем, что выходные данные получаются из разных единиц измерения, и сопоставить их в единой модели достаточно сложно. Эту проблему на практике решают с помощью обобщающих или сводных индексов. Для этого необходимо привести все динамические ряды к единой системе измерения. На практике для решения данной задачи используются диффузионные индексы. Они рассчитываются как отношение числа рядов, изменившихся в данном периоде в положительную сторону к общему числу рядов, используемых в модели. Такие индексы, рассчитанные на большом количестве опросных данных, являются показателями делового оптимизма участников рынка [7].
На микроуровне для оценки деловой активности чаще всего применяется система количественных и качественных показателей [1–2, 5, 6]. Среди качественных критериев выделяют широту внутренних и внешних рынков сбыта, деловую репутацию организации, ее конкурентоспособность, наличие надежных постоянных поставщиков и покупателей и пр. Такие показатели предлагается оценивать, опираясь на конкурентный анализ других игроков. Количественная оценка деловой активности выполняется по следующим трем направлениям: