По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Состояние и тенденции изменения деловой активности в пищевой промышленности

Д. Айрапетян аспирант ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: dodonova.dariya@gmail.com

Деловая активность стала выступать объектом экономических исследований с начала XX века. Исследование деловой активности позволяет диагностировать проблемы системного характера на разных уровнях управления и своевременно принимать меры для их нейтрализации. В статье рассматриваются различные подходы к оценке деловой активности, в том числе на макро- и микроуровне. Автор анализирует возможности применения различных индикаторов в качестве измерения деловой активности. В статье приводится оценка состояния пищевой промышленности в России в целом и деловой активности данной сферы деятельности в частности. Рассматривается динамика доли пищевой промышленности во всем промышленном секторе, а также в секторе обрабатывающих производств. Приведены данные об объеме отгрузок, а также индекса производства в пищевой промышленности. Автор проводит подробный анализ ряда финансовых показателей, характеризующих деловую активность. К их числу относятся показатели финансовых результатов, показатели финансового положения, финансовые коэффициенты и операционные показатели. По результатам анализа выявляется отрицательная динамика большинства показателей (сокращение объемов или замедление темпов роста), что свидетельствует о наличии спада деловой активности в пищевой промышленности.

Литература:

1. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскнна Л.В. Финансовый анализ: учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Проспект, 2006. — 344 с.

2. Бочаров В. В. Финансовый анализ. Краткий курс. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 139–240 с.

3. Додонова Д.Д. Деловая активность и ее роль в формировании финансовой стратегии компании // Актуальные проблемы современной финансовой науки: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых-финансистов. — М.: Русайнс, 2015. — С. 88–93.

4. Каменева Е. Внутренние драйверы управления деловой активностью как инструменты роста стоимости компании / Е. Каменева, Е. Беликова // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2015. — № 4. — С. 320–328.

5. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 1024 с.

6. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой. — Спб.: Питер, 2010 — 256 с.

7. Лосева О. В. Деловая активность как опережающий индикатор экономического развития: зарубежный и российский опыт / О. В. Лосева, М. А. Федотова, Г. И. Хотинская // Вестник Финансового университета. — 2015. — № 3. — С. 26–37.

8. Тагирова О. А., Тагирова О. А., Федотова М. Ю. Управление деловой активностью организации // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=15694.

9. Хотинская Г. Деловая активность: особенности измерения и российские тренды // Финансовая жизнь. — 2015. — № 3. — С. 18–23.

10. Хотинская Г. И. К вопросу об измерении деловой активности // Сборник научных работ VII Международной научной конференции Евразийского еаучного объединения. — М.: ЕНО, 2015. — С. 79–82.

Деловая активность (business activity, activity) стала выступать объектом экономических исследований с начала XX века. Первоначально исследования деловой активности проводились на макроуровне и были непосредственно связаны с концепцией экономических циклов. В середине XX века деловую активность начали исследовать и на микроуровне, трактуя ее как характеристику развития хозяйствующих субъектов.

Для оценки деловой активности в макроэкономических исследованиях применяют индикаторы, которые публикуются правительствами, центральными банками, или тенденции в экономике и предсказывают поворотные точки экономического цикла. Иными словами, поворотные точки таких индикаторов наступают раньше, чем в экономике в целом. Как правило, опережающие индикаторы отражают настроения какойто конкретной группы лиц, например менеджеров, потребителей и т. п., путем проведения опросов. Опросные данные являются прямыми оценками ожиданий. Существуют также косвенные оценки — фондовые индексы, уровень процентных ставок, валютные курсы, мировые цены на нефть.

Международная практика показывает, что система, состоящая из нескольких опережающих индикаторов, достаточно сложна для анализа и восприятия. Это связано с тем, что выходные данные получаются из разных единиц измерения, и сопоставить их в единой модели достаточно сложно. Эту проблему на практике решают с помощью обобщающих или сводных индексов. Для этого необходимо привести все динамические ряды к единой системе измерения. На практике для решения данной задачи используются диффузионные индексы. Они рассчитываются как отношение числа рядов, изменившихся в данном периоде в положительную сторону к общему числу рядов, используемых в модели. Такие индексы, рассчитанные на большом количестве опросных данных, являются показателями делового оптимизма участников рынка [7].

На микроуровне для оценки деловой активности чаще всего применяется система количественных и качественных показателей [1–2, 5, 6]. Среди качественных критериев выделяют широту внутренних и внешних рынков сбыта, деловую репутацию организации, ее конкурентоспособность, наличие надежных постоянных поставщиков и покупателей и пр. Такие показатели предлагается оценивать, опираясь на конкурентный анализ других игроков. Количественная оценка деловой активности выполняется по следующим трем направлениям:

Для Цитирования:
Д. Айрапетян, Состояние и тенденции изменения деловой активности в пищевой промышленности. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: