По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311

Состояние и перспективы развития авиационных ветроэнергетических комплексов для аварийных систем электроснабжения воздушных судов

Князев А.С. E-mail: knjazev@mail.ru Московский авиационный институт, г. Москва

Приведен обзор состояния развития систем электроснабжения воздушных судов с АВЭК как в России, так и за рубежом, обоснована необходимость их использования. Обоснована актуальность развития АВЭК и электрогенераторов для них. Кратко описаны и проанализированы существующие образцы АВЭК. Обозначена проблема отсутствия подходящих методик расчета и обоснована необходимость создания методики проектирования АВЭК с генераторами на постоянных магнитах (ПМ), имеющими различную форму – аксиальную, радиальную или коническую.

Литература:

1. Планёр Гимли [Электронный ресурс]: Официальный сайт. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Планёр_Гимли (дата обращения: 06.03.2016).

2. Аварийная авиационная турбина [Электронный ресурс]: Официальный сайт. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Аварийная_авиационная_турбина (дата обращения: 02.03.2016).

3. Барвинский А.П. Электрооборудование самолетов: учебник / А.П. Барвинский, Ф.Г. Козлова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1990. – 320 с.

4. Кашин Я.М. Современное состояние аварийных авиационных турбин и их классификация [Текст] / Я.М. Кашин, А.Я. Кашин, А.С. Князев // Вестник Адыгейского государственного университета, серия 4: Естественно-математические науки. – 2017. – Вып. 1 (196). – С. 111–121.

5. Кашин Я.М. Современное состояние аварийных авиационных электрогенераторов [Текст] / Я.М. Кашин, А.Я. Кашин, А.С. Князев, В.А. Бац // Актуальные вопросы исследований в авионике – теория, обслуживание, разработки «АВИАТОР»: сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научнопрактической конференции, ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж, 16–17 февраля 2017 г. – Воронеж. – С. 41–50.

6. Суперджет (SSJ-100): Система электроснабжения [Электронный ресурс]: Официальный сайт. Режим доступа: http:// superjet100.info/wiki:electric (дата обращения: 13.12.2016).

7. Балагуров В.А. Проектирование специальных электрических машин переменного тока: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1982. – 272 с.

8. Суперджет (SSJ-100): Ветрогенератор [Электронный ресурс]: Официальный сайт. Режим доступа: http://superjet100. info/wiki:rat (дата обращения: 13.12.2016).

Неотъемлемой частью системы электроснабжения воздушного судна (ВС) является источник электроэнергии. На ВС устанавливаются основные и аварийные источники электроэнергии, кроме того, могут устанавливаться резервные источники. Основными источниками являются генераторы переменного и постоянного тока, которые обеспечивают работу потребителей электроэнергии в течение всего времени штатной работы силовой установки, от которой отбирается механическая энергия для вращения вала генератора. К резервным источникам относят генератор вспомогательной силовой установки. Во время полета вспомогательная силовая установка и ее генератор не используются, но при необходимости они могут быть переведены в рабочий режим.

К аварийным источникам электроэнергии относят аккумуляторные батареи и независимые источники: генераторы с приводом от турбины, выпускаемой в поток встречного воздуха, или с гидроприводом, а также дополнительные генераторы, устанавливаемые на двигателе (ГОСТ Р 54073-2010).

Главной задачей, стоящей перед аварийным источником электроэнергии на ВС, является обеспечение электроэнергией тех систем и агрегатов, которые необходимы для возврата на ближайший аэродром и совершения безаварийной посадки. Такие системы и агрегаты относят к потребителям первой категории. Во время полета прерывание обеспечения их электроэнергией недопустимо.

На ВС основные источники электроэнергии соединяют с так называемыми «шинами», к которым подключаются потребители. Потребители первой категории подключаются к аварийной шине, которая должна обеспечиваться электроэнергией от аварийных источников при отказе основных. Аварийные шины могут подключаться к источнику постоянного или переменного тока. Количество аварийных шин на разных ВС может быть различным. При работающих основных источниках электроэнергии основные и аварийные шины соединены между собой.

В зависимости от суммарной мощности потребителей первой категории и вида электроэнергии, необходимого для их работы, для каждого ВС рассчитывается необходимая мощность аварийных источников электроэнергии, определяется их тип и количество.

Для Цитирования:
Князев А.С., Состояние и перспективы развития авиационных ветроэнергетических комплексов для аварийных систем электроснабжения воздушных судов. Главный энергетик. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: