Благодаря расширению производства в большинстве стран‒производителей молока, особенно в Индии, ЕС, США и Китае, согласно данным FAO, мировое производство молока в 2018 г. выросло по сравнению с 2017 г. на 2,1 %, или 16,7 млн т до 829 млн т, что стало самым большим увеличением с 2014 г. (рис. 1). За исключением засухи в части Южной Америки и Африке погода в большинстве других регионов была благоприятной для пастбищного откорма. Более того, благодаря росту отпускных цен и/или снижению цен на корма, прибыльность в большинстве молокопроизводящих регионов выросла. Данные факторы, как ожидается, будут способствовать увеличению удоев, расширению или стабилизации молочного стада и общему росту производства молока в текущем году. Политические меры, такие как Национальная стратегия по ингредиентам в Канаде, консолидация ферм в Китае и Российской Федерации также вносят вклад в увеличение производства молока [1, 6, 11].
Мировая торговля молочными продуктами в 2018 г. выросла на 2,5 % до 73,5 млн т в основном благодаря росту импорта Китаем, Алжиром, Мексикой и Вьетнамом, который перекрыл сокращение импорта Российской Федерацией, Бразилией, ЕС и США. Рост импорта обусловлен, в первую очередь, усилением спроса со стороны стран со средним и высоким уровнем доходов из-за роста доходов, изменения стиля жизни и пищевых пристрастий. Большая часть увеличения объемов импорта пришлась на ЕС, США, Новую Зеландию, Австралию, Аргентину и Канаду. Выросли объемы торговли всеми основными видами молочной продукции, в первую очередь сухим обезжиренным молоком (СОМ) и сухим цельным молоком (СЦМ), экспорт которых увеличился на 3,8 и 3,4 % соответственно, что гораздо больше прироста на 2,3 % для масла и 1,8 % – для сыра.
В России издавна хорошо развиты традиции производства и потребления молока, в первую очередь коровьего. Среднестатистический россиянин в 2017 г. употреблял около 250 кг молока и молочных продуктов в год, что примерно на 100 кг меньше научно обоснованных норм потребления. Среднегодовое потребление молока и молочной продукции в России продолжает снижаться. По итогам 2018 г., по оценкам ИКАР, потребление может снизиться до 227‒230 кг/чел. Главные факторы снижения – отсутствие роста реальных располагаемых доходов и сдвиги в потребительских предпочтениях населения. Рост реальных доходов, наметившийся в феврале, с августа сменился снижением, а культуру потребления молочной продукции на фоне различных историй с фальсификатом продолжает вытеснять тренд на потребление растительных альтернатив. Отчасти эта ситуация связана с отсутствием у городских жителей привычки пить молоко и есть молочные продукты. Однако не последнюю роль здесь играет и недостаточный объем производства молочной продукции, а также ее дороговизна для определенных слоев населения [2‒5].