Компетентность студента как обучающегося определяется в основном академической успеваемостью. От эффективности освоения программ обучения в высшем учебном заведении зависит уровень владения компетенциями.
Учитывая, что уровень знаний обучающихся является основным показателем, характеризующим качество образования в вузе, академическая успеваемость сегодня занимает важное место. С другой стороны, важность академической успеваемости заключается в том, что по ее уровню судят о качестве образования.
Успех в учебе или в другом виде деятельности личности зависит от состояния его психики и подвижности нервных процессов.
Под успеваемостью следует понимать способность студента перерабатывать тот объем информации, который предлагается утвержденным стандартом, а также при необходимости использовать приобретенные знания, умения и навыки.
На уровень приобретаемых студентом знаний влияет не только его зрелость, но и состояние здоровья.
При сильной нервной системе увеличение умственной нагрузки сопровождается повышением внимания, а при слабой снижением соответственно. Скорость мышления определяется состоянием нервной системы и быстротой протекания в ней процессов, считает В.Г. Сердюков и др. [1]. Процесс учебы в вузе сопровождается усилением возбудимости нервной системы и гиподинамией. Благодаря чему происходит усиление процессов обмена веществ и подавление эффективности процесса восприятия, мышления, внимания, анализа и памяти.
Более того, перечисленные факторы оказывают отрицательное влияние на железы внутренней секреции и защитные функции организма.
Благодаря тому, что в процессе учебы подростка в вузе происходит существенный рост нагрузки на жизненно важные системы и пищеварительный тракт организма, расшатывается его здоровье. В учебной деятельности студента наибольшую ответственность имеют периоды сдачи зачетов и экзаменов, и в эти периоды воздействующие факторы достигают максимальной величины.
По мнению Р. И. Айзмана и др. [2], эти периоды обладают следующими особенностями: увеличение умственной нагрузки; повышение работоспособности; нервного напряжения; биосинтеза и выведения в кровь гормонов адреналина и норадреналина.