По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.003 DOI:10.33920/med-10-2207-02

Состояние функциональных резервов студенток с различной академической успеваемостью

Анзоров Ваха Асхадович д.б.н., профессор кафедры физиологии и анатомии человека и животных биолого-химического факультета Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, vaha-anzorov@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-1231-0712
Морякина Светлана Васильевна к.б.н., доцент кафедры физиологии и анатомии человека и животных биолого-химического факультета Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова, s.moriakina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-5424-4756

Работа посвящена изучению влияния успеваемости студенток на их функциональные резервы. Рост среднего балла зачетной книжки девушек сопровождается существенным увеличением показателей сердечно-сосудистой системы. Повышение среднего балла зачетной книжки приводит к достоверному росту веса тела. Улучшение успеваемости студенток способствует незначительному и постепенному снижению показателей дыхательной системы. Вследствие повышения среднего балла зачетной книжки студенток происходит достоверное увеличение индекса Робинсона и адаптационного потенциала. Значение КВ по группе студенток с успешностью в учебе «хорошо» падает до 17,9, «отлично» — увеличивается до 20,6, а «удовлетворительно» составляет 19,0. Величина ИССР у хорошисток снижается до 91,7 %, отличниц — 92,8, у троечниц составляет 96,3. Уровень индекса Робинсона по группе успевающих на пять увеличивается до 105,4 (P<0,02), а на три равняется 83,9. У девушек со средним баллом зачетной книжки четыре, увеличиваясь, адаптационный потенциал достиг 2,25 P<0,05, пять — 2,42 (P<0,01), а три составил 2,05. Индекс Скибинского, постепенно падая, достиг минимальной величины — 14,0 у студенток, успевающих на отлично, а на удовлетворительно составил 18,1.

Литература:

1. Сердюков В.Г., Антонова А.А., Яманова Г.А. Социально-гигиенические особенности условий жизни, как факторы риска для здоровья детей // Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции ученых и специалистов Роспотребнадзора.— Астрахань, 2019.— С. 71–76.

2. Айзман Р.И. Лысова Н.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2019. — 256 c.

3. Викторова И.Г. Личностные и индивидуальные особенности студентов, осваивающих различные образовательные программы: дис. … канд. псих. наук. — СПб., 2003. — 169 с.

4. Пономарев Д.Н., Суслов Н.С., Трошин И.С. Влияние функциональной активности и состояния адаптационных механизмов сердечно-сосудистой системы на уровень тревожности студентов высших медицинских образовательных учреждений // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5. — URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18540

5. Гусева Г.М. Проблемы дезадаптированных учащихся в профессиональном образовании // Научные исследования в образовании. — 2007. — № 1. — С. 47–50.

6. Тятенкова Н.Н., Кузьмичева А.П., Митягова А.А. Функциональные и адаптационные резервы системы кровообращения у девочек 7–15 лет // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2019. — № 9. — С. 13–17. — URL: https://appliedresearch.ru/ru/article/view?id=12843

7. Moryakina S.V., Аnzorov V.А. Season-related dynamics of cardiorespiratory capability varieties in students // Cardiometry. — Issue No.19. — August 2021. — Moscow, 2021. — P. 11–14.

8. Лысцова Н.Л. Оценка здоровья студенческой молодежи // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2–8. — С. 1699–1702. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=37295

9. Bíró E., Balajti I., Adány R., Kósa K. Determinants of mental well-being of medical students // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. — 2010. — Vol. 45, № 2. — P. 253–258.

10. Артеменко А.А. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека: дис…. док. биол. наук. — Череповец, 2015. — 368 с.

11. Мартынова Е.Ю., Колокольцев М.М. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов вуза разных функциональных групп здоровья // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25728

12. Рахимов М.И. Особенности хронотропной реакции сердца детей и подростков на физическую нагрузку // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2–16. — С. 3536–3538. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37815

13. Смирнова А.В., Корягина О.А. Адаптивные реакции сердечно-сосудистой системы к учебной нагрузке у студентов с различными типами конституции // Международный студенческий научный вестник. — 2020. — № 1. — URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19891

14. Фомичева М.Л., Жиленко Е.Л., Евдаков В.А. Система медицинской профилактики: основные проблемы // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики.— 2018.— № 4. — С. 85–94.

15. Яманова Г.А., Сердюков В.Г., Антонова А.А. Влияние физической нагрузки на состояние опорно-двигательного аппарата кадетов // Структурные преобразования органов и тканей в норме и при воздействии антропогенных факторов. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Асфандиярова Растяма Измайловича / под ред. Л.А. Удочкиной, Б.Т. Куртусунова. — 2017. — С. 183–184.

16. Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Макеева А.Г. Охрана здоровья и физическое развитие детей в условиях современного сельского социума: Методическое пособие // Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики. Вып. 11. — М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 92 с.

17. Яманова Г.А., Сердюков В.Г., Антонова А.А. Эффективность мониторинга и оздоровления детского населения в образовательной среде // Вестник ВолгГМУ. — 2021. — № 1 (77). — С. 173–177.

18. Проскурякова Л.А., Лобыкина Е.Н. Научное обоснование разработки программы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний в период профессионального обучения студентов // Здоровье населения и среда обитания. — 2012. — № 11 (236). — С. 14–16.

19. Рослякова Е.М., Алипбекова А.С., Игибаева А.С. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистый системы студентов в условиях адаптации к обучению в вузе в зависимости от вегетативного статуса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2017. — № 5–2. — С. 252–256.

20. Лелевич А.В. Изменение адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у студентов гродненских вузов в течение учебного года // Материалы республиканской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 60-летию Гродненского государственного медицинского университета: сб. статей. — Гродно, 2018. — С. 473–476.

21. Курзанов А.Н. Функциональные резервы организма в ракурсе клинической физиологии // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4. — URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20456

22. Состояние функционального здоровья современного студента-выпускника медицинского вуза / В.В. Дубинина [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 8–2. — С. 20–21.

23. Дудникова Е.А., Иржак Л.И. Показатели кардиогемодинамики и энергетического обмена студенток северного вуза весной // Экология человека. — 2007. — № 7. — С. 61–64.

24. Горст В.Р., Быков И.А., Полунин И.Н., Горст Н.А. Золотые пропорции адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2018. — № 5–2. — С. 380–384; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12273

1. Serdiukov V.G., Antonova A.A., Iamanova G.A. Sotsialno-gigienicheskie osobennosti uslovii zhizni, kak faktory riska dlia zdorovia detei [Socio-hygienic features of living conditions as risk factors for children's health] // Aktualnye voprosy obespecheniia sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiia naseleniia [Topical issues of ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population]: Collection of materials of the interregional scientific and practical conference of scientists and specialists of Rospotrebnadzor. — Astrakhan, 2019. — P. 71–76. (In Russ.)

2. Aizman R.I. Lysova N.F. Vozrastnaia fiziologiia i psikhofiziologiia [Age physiology and psychophysiology]: Textbook. — M.: Infra-M, 2019. — 256 p. (In Russ.)

3. Viktorova I.G. Lichnostnye i individualnye osobennosti studentov, osvaivaiushchikh razlichnye obrazovatelnye programmy [Personal and individual characteristics of students mastering various educational programs]: thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology. — SPb., 2003. — 169 p. (In Russ.)

4. Ponomarev D.N., Suslov N.S., Troshin I.S. Vliianie funktsionalnoi aktivnosti i sostoianiia adaptatsionnykh mekhanizmov serdechno-sosudistoi sistemy na uroven trevozhnosti studentov vysshikh meditsinskikh obrazovatelnykh uchrezhdenii [Influence of functional activity and the state of adaptive mechanisms of the cardiovascular system on the level of anxiety among students of higher medical educational institutions]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik [International Student Scientific Bulletin]. — 2018. — No. 5. — URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18540. (In Russ.)

5. Guseva G.M. Problemy dezadaptirovannykh uchashchikhsia v professionalnom obrazovanii [Problems of maladjusted students in vocational education] // Nauchnye issledovaniia v obrazovanii [Scientific Research in Education]. — 2007. — No. 1. — P. 47–50. (In Russ.)

6. Tiatenkova N.N., Kuzmicheva A.P., Mitiagova A.A. Funktsionalnye i adaptatsionnye rezervy sistemy krovoobrashcheniia u devochek 7–15 let [Functional and adaptive reserves of the circulatory system in girls aged 7–15 years]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research]. — 2019. — No. 9. — P. 13–17. — URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12843. (In Russ.)

7. Moryakina S.V., Аnzorov V.А. Season-related dynamics of cardiorespiratory capability varieties in students // Cardiometry. — Issue No.19. — August 2021. — Moscow, 2021. — P. 11–14.

8. Lystsova N.L. Otsenka zdorovia studencheskoi molodezhi [Assessment of the health of student youth] // Fundamentalnye issledovaniia [Fundamental Research]. — 2015. — No. 2–8. — P. 1699–1702. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37295. (In Russ.)

9. Bíró E., Balajti I., Adány R., Kósa K. Determinants of mental well-being of medical students // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. — 2010. — Vol. 45, № 2. — P. 253–258.

10. Artemenko A.A. Kontseptsiia optimizatsii funktsionalnogo sostoianiia i povysheniia adaptatsionnykh vozmozhnostei cheloveka [The concept of optimizing the functional state and increasing the adaptive capabilities of a person]: thesis for the degree of PhD in Biology. — Cherepovets, 2015. — 368 p. (In Russ.)

11. Martynova E.Iu., Kolokoltsev M.M. Fizicheskoe razvitie i fizicheskaia podgotovlennost studentov vuza raznykh funktsionalnykh grupp zdorovia [Physical development and physical readiness of university students of different functional health groups] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. — 2016. — No. 6. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25728. (In Russ.)

12. Rakhimov M.I. Osobennosti khronotropnoi reaktsii serdtsa detei i podrostkov na fizicheskuiu nagruzku [Features of the chronotropic reaction of the heart of children and adolescents to physical activity] // Fundamentalnye issledovaniia [Fundamental Research]. — 2015. — № 2–16. — P. 3536–3538. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37815. (In Russ.)

13. Smirnova A.V., Koriagina O.A. Adaptivnye reaktsii serdechno-sosudistoi sistemy k uchebnoi nagruzke u studentov s razlichnymi tipami konstitutsii [Adaptive reactions of the cardiovascular system to the training load in students with different types of constitution]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik [International Student Scientific Bulletin]. — 2020. — No. 1. — URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19891. (In Russ.)

14. Fomicheva M.L., Zhilenko E.L., Evdakov V.A. Sistema meditsinskoi profilaktiki: osnovnye problemy [The system of medical prevention: main problems] // Sovremennye problemy zdravookhraneniia i meditsinskoi statistiki [Modern Problems of Health Care and Medical Statistics]. — 2018. — No. 4. — P. 85–94. (In Russ.)

15. Iamanova G.A., Serdiukov V.G., Antonova A.A. Vliianie fizicheskoi nagruzki na sostoianie oporno-dvigatelnogo apparata kadetov [Influence of physical load on the state of the musculoskeletal system of cadets] // Strukturnye preobrazovaniia organov i tkanei v norme i pri vozdeistvii antropogennykh faktorov [Structural transformations of organs and tissues in normal conditions and under the influence of anthropogenic factors]. Collection of materials of the international scientific conference dedicated to the 80th anniversary of the birth of professor Asfandiiarov Rastiam Izmailovich / eds. L.A. Udochkina, B.T. Kurtusunov. — 2017. — P. 183–184. (In Russ.)

16. Sonkin V.D., Zaitseva V.V., Makeeva A.G. Okhrana zdorovia i fizicheskoe razvitie detei v usloviiakh sovremennogo selskogo sotsiuma [Health protection and physical development of children in the conditions of modern rural society]: Methodical manual // Razvitie sistemy obrazovaniia v selskom sotsiume: integratsiia nauki i praktiki [Development of the education system in rural society: integration of science and practice]. Issue. 11. — M.: Publishing House of ASOPiR RF, 2000. — 92 p. (In Russ.)

17. Iamanova G.A., Serdiukov V.G., Antonova A.A. Effektivnost monitoringa i ozdorovleniia detskogo naseleniia v obrazovatelnoi srede [Effectiveness of monitoring and health improvement of the children's population in the educational environment] // Vestnik VolgGMU [Bulletin of the VolgSMU]. — 2021. — No. 1 (77). — P. 173–177. (In Russ.)

18. Proskuriakova L.A., Lobykina E.N. Nauchnoe obosnovanie razrabotki programmy po formirovaniiu zdorovogo obraza zhizni i profilaktike neinfektsionnykh zabolevanii v period professional'nogo obucheniia studentov [Scientific substantiation of the development of a program for the formation of a healthy lifestyle and the prevention of non-communicable diseases during the period of vocational training of students] // Zdorovie naseleniia i sreda obitaniia [Health of the Population and Habitat]. — 2012. — No. 11 (236). — P. 14–16. (In Russ.)

19. Rosliakova E.M., Alipbekova A.S., Igibaeva A.S. Pokazateli funktsionalnogo sostoianiia serdechno-sosudistyi sistemy studentov v usloviiakh adaptatsii k obucheniiu v vuze v zavisimosti ot vegetativnogo statusa [Indicators of the functional state of the cardiovascular system of students in conditions of adaptation to training at the university, depending on the vegetative status]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research]. — 2017. — No. 5–2. — P. 252–256. (In Russ.)

20. Lelevich A.V. Izmenenie adaptatsionnogo potentsiala serdechno-sosudistoi sistemy u studentov grodnenskikh vuzov v techenie uchebnogo goda [Changes in the adaptive potential of the cardiovascular system among students of Grodno universities during the academic year] // Proceedings of the republican scientific and practical conference with international participation dedicated to the 60th anniversary of the Grodno State Medical University: Collection of articles. — Grodno, 2018. — P. 473–476. (In Russ.)

21. Kurzanov A.N. Funktsionalnye rezervy organizma v rakurse klinicheskoi fiziologii [Functional reserves of the organism in the perspective of clinical physiology] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. — 2015. — No. 4. — URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=20456. (In Russ.)

22. Sostoianie funktsionalnogo zdorovia sovremennogo studenta-vypusknika meditsinskogo vuza [The state of functional health of a modern medical graduate student] / V.V. Dubinina [et al.] // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniia [International Journal of Experimental Education]. — 2014. — No. 8–2. — P. 20–21. (In Russ.)

23. Dudnikova E.A., Irzhak L.I. Pokazateli kardiogemodinamiki i energeticheskogo obmena studentok severnogo vuza vesnoi [Indicators of cardiohemodynamics and energy metabolism of female students of the northern university in the spring] // Ekologiia cheloveka [Human Ecology]. — 2007. — No. 7. — P. 61–64. (In Russ.)

24. Gorst V.R., Bykov I.A., Polunin I.N., Gorst N.A. Zolotye proportsii adaptatsionnogo potentsiala serdechno-sosudistoi sistemy [Golden proportions of the adaptive potential of the cardiovascular system] // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii [International Journal of Applied and Fundamental Research]. — 2018. — No. 5–2. — P. 380–384; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12273. (In Russ.)

Компетентность студента как обучающегося определяется в основном академической успеваемостью. От эффективности освоения программ обучения в высшем учебном заведении зависит уровень владения компетенциями.

Учитывая, что уровень знаний обучающихся является основным показателем, характеризующим качество образования в вузе, академическая успеваемость сегодня занимает важное место. С другой стороны, важность академической успеваемости заключается в том, что по ее уровню судят о качестве образования.

Успех в учебе или в другом виде деятельности личности зависит от состояния его психики и подвижности нервных процессов.

Под успеваемостью следует понимать способность студента перерабатывать тот объем информации, который предлагается утвержденным стандартом, а также при необходимости использовать приобретенные знания, умения и навыки.

На уровень приобретаемых студентом знаний влияет не только его зрелость, но и состояние здоровья.

При сильной нервной системе увеличение умственной нагрузки сопровождается повышением внимания, а при слабой снижением соответственно. Скорость мышления определяется состоянием нервной системы и быстротой протекания в ней процессов, считает В.Г. Сердюков и др. [1]. Процесс учебы в вузе сопровождается усилением возбудимости нервной системы и гиподинамией. Благодаря чему происходит усиление процессов обмена веществ и подавление эффективности процесса восприятия, мышления, внимания, анализа и памяти.

Более того, перечисленные факторы оказывают отрицательное влияние на железы внутренней секреции и защитные функции организма.

Благодаря тому, что в процессе учебы подростка в вузе происходит существенный рост нагрузки на жизненно важные системы и пищеварительный тракт организма, расшатывается его здоровье. В учебной деятельности студента наибольшую ответственность имеют периоды сдачи зачетов и экзаменов, и в эти периоды воздействующие факторы достигают максимальной величины.

По мнению Р. И. Айзмана и др. [2], эти периоды обладают следующими особенностями: увеличение умственной нагрузки; повышение работоспособности; нервного напряжения; биосинтеза и выведения в кровь гормонов адреналина и норадреналина.

Для Цитирования:
Анзоров Ваха Асхадович, Морякина Светлана Васильевна, Состояние функциональных резервов студенток с различной академической успеваемостью. Справочник врача общей практики. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: