По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 929

Сорок лет на высоте подъема

А.Д. ГЕРАСИМОВ обозреватель

Послевоенное десятилетие было отмечено высокими темпами воссоздания и строительства жилья. В 30-е годы с жильем в стране было трудно, а после войны жилищный вопрос стоял на втором месте после решения вопроса продовольственного.

Первые экспериментальные каркасно-панельные дома, так называемые хрущевки, были построены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и на Хорошевском шоссе по проектам, разработанным архитектором Виталием Лагутенко. Поэтому их правильное неофициальное название – «лагутенковки», оно, кстати, до сих пор, хотя и крайне редко, встречается в речевых оборотах москвичей-старожилов.

Руководству страны как воздух требовался проект дома с отдельными квартирами для каждой семьи, который можно было бы дешево реализовать при массовой застройке. Причем строительство должно было осуществляться с применением индустриальной технологии.

Для воплощения этого проекта потребовалось масштабное строительство домостроительных комбинатов, способных обеспечить массовый выпуск железобетонных и легкомонтируемых конструкций. Одним из первых таких заводов стал ДСК-3, расположенный на московской окраине, в районе Солнцево.

Мне удалось побеседовать с человеком трудной и интересной судьбы – Ниной Ивановной Кузаевой, ставшей непосредственным участником строительства комбината и массовой застройки Москвы и Подмосковья. Нина Ивановна – ребенок войны, ветеран труда и строительного комплекса, имеет правительственные награды.

– Молодежь сегодня не стремится осваивать рабочие специальности. Я приехала в Востряково (Солнцевский район Москвы), когда там, на месте нынешнего комбината, был пустырь и стояло лишь несколько четырехэтажек, а сегодня в районе живет около 100 тысяч человек в красивых и современных домах. Кто все это создал? Строитель! Каменщик, плотник, бетонщик, арматурщик, штукатур-маляр, плиточник-облицовщик, слесарь-монтажник и другие. А сейчас – менеджер, юрист, экономист, – досадует Нина Ивановна.

Она родилась за пять лет до войны в городе Можга Удмуртской АССР. Отец с фронта не вернулся, ребенком в тяжелое военное время маленькая Нина вместе с мамой ходила в лес, собирать ядовитый бересклет, который они сдавали на местный военный завод. Смола бересклета шла на изготовление гуттаперчи – материала, идентичного по химическому составу с натуральным каучуком. Он применяется как изолирующий материал в электро- и радиопромышленности, в химической и обувной промышленности. Из гуттаперчи, в частности, изготавливают также приводные ремни для военной техники, транспортерные ленты и различные клеи. Материал более чем стратегический, и детям тыловой Можги это было хорошо известно.

Для Цитирования:
А.Д. ГЕРАСИМОВ, Сорок лет на высоте подъема. Прораб. 2015;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: