По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327.8

Сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП): перспективы и вызовы для Казахстана

Нурлан Кумаров Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Россия, 119571, г. Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1 E-mail: rysty88@mail.ru

Стремительно развивающаяся глобализация ХХ — начала XXI века сместилась в сторону регионализации. Возникшие в последние годы многочисленные региональные интеграционные объединения нуждаются в обоюдовыгодном созидательном сосуществовании, что является важным вопросом и для стран — членов Евразийского союза. Китайская Народная Республика инициировала на постсоветском пространстве три крупных проекта в рамках стратегической инициативы «Один пояс — один путь». В рамках данной статьи проанализирован процесс сопряжения проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (2013) и Евразийского экономического союза (2014). Обе эти инициативы как самостоятельные объекты исследования еще не до конца изучены, в связи с чем процесс их сопряжения требует глубокого анализа и оценки всеми странами-участницами. В статье определяются основные вызовы для Казахстана в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП, которое, безусловно открывает большие перспективы. Но для избрания правильной модели сотрудничества Казахстану необходимо учитывать не только целесообразность и функциональность подходов, а также внутреннюю мотивацию и политические процессы во всех странах — участницах данных региональных интеграций.

Литература:

1. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев-университете [Электронный ресурс] // Сайт Посольства Китайской Народной Республики в Республике Казахстан. — URL: http://kz.china-embassy.org/rus/zhgx/zxdt/t1077192.htm (дата обращения: 31.09.2019).

2. Геоэкономика Евразии [Электронный ресурс] // Astana Club. — URL: http://astanaclub.kz (дата обращения: 30.10.2019).

3. Денисов И. Шелковая безопасность: новая китайская концепция развития и правила игры в Евразии // Индекс безопасности. — 2015. — № 3. — Т. 21. — С. 51–60.

4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [Электронный ресурс] // Электронная система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_163855 (дата обращения: 30.10.2019).

5. Доклад международного дискуссионного клуба «Валдай» «Регионализм в глобальном управлении: новые подходы». — 2019. — С. 12, 14, 15–16.

6. Заявление о переговорах по соглашению ЕАЭС и КНР [Электронный ресурс] // РИА «Новости». — URL: https://ria.ru/20160625/1451688116.html (дата обращения: 09.11.2019).

7. Караганов C.А. Евроазиатский выход из европейского кризиса // Россия в глобальной политике. — 2015. — № 4. — С. 92–104.

8. Ли Линь. Исламский фактор при реализации инициативы «Один пояс — один путь» и новая стратегия государственной безопасности (李 林 «一带一路» 的伊斯兰因素与新型国家安 全战略) // Чжунго Мусылинь. — 2015. — № 6. — С. 22–23.

9. Послание Президента Федеральному Собранию. 3 декабря 2015 года [Электронный ресурс] // Сайт Президента РФ. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864l (дата обращения: 11.10.2019).

10. Скриба А.С. Сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути»: интересы участников и вызовы реализации // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2016. — № 3. — С. 67–81.

11. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути» [Электронный ресурс] // Кремлин.ру. — URL: http://www. kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 05.11.2019).

12. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // Электронная система «Техэксперт». — URL: http://docs.cntd.ru/document/550970071 (дата обращения: 07.11.2019).

13. The Belt and Road Initiative [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании LehmanBrown. — URL: https://www.lehmanbrown.com/wp-content/uploads/2017/08/The-Beltand-Road-Initiative.pdf (дата обращения: 27.11.2019).

Активное создание развивающимися странами новых интеграционных площадок во всех уголках мира и особенно в Евразии подтверждает, что если раньше роль регионализма как драйвера глобализации и экономической интеграции была относительно высокой, то теперь, в текущих условиях, он становится ключевым источником импульсов по либерализации мировой экономики, повышению ее открытости.

Ключевым трендом в области экономической интеграции на ближайшую перспективу может стать сопряжение ЕАЭС и ЭПШП на основе множества региональных и двусторонних договоров и соглашений.

В 2019 году в ВТО насчитывалось 472 действующих региональных торговых соглашения (РТС), большинство которых носит многосторонний характер1 . Наличие столь внушительной сети взаимосвязанных торговых договоров свидетельствует о наступлении новой эры регионализма. Становление регионализма повышает издержки для стран и регионов в связи с ростом конкуренции между региональными блоками в области торговли и инвестиций, а также в связи с возможными негативными побочными эффектами и переориентацией торговых связей. Разворот в сторону нового регионализма не вызывает удивления, однако существуют недостаточно исследованные вопросы, которые способны улучшить понимание происходящих процессов, их направления, интенсивности, масштабов, продолжительности и долгосрочных последствий.

Одна из важнейших целей Казахстана как активного участника ЕАЭС и ЭПШП — сохранение внутренней целостности большого евразийского региона, включение его государств в общие производственные цепочки и инфраструктурные проекты. Еще более важно, что общая стратегия торговых альянсов должна основываться на предварительном согласовании национальных приоритетов и стратегий между самими членами ЕАЭС, дабы по возможности избегать корректировки и взаимного согласования позиций уже в ходе торговых переговоров.

Казахстан считает ключевой задачу углубления и расширения интеграции в рамках ЕАЭС и ЭПШП со всеми странами в целях стабильного развития, всестороннего технологического обновления, кооперации, повышения конкурентоспособности экономики государства и повышения жизненного уровня населения. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП призвано обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, стать площадкой для реализации совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов. Созданный на основе универсальных интеграционных принципов ЕАЭС и ЭПШП способен сыграть важную роль в гармонизации интеграционных процессов в европейском и евразийском регионах2 .

Для Цитирования:
Нурлан Кумаров, Сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП): перспективы и вызовы для Казахстана. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: