Винторулевые колонки (ВРК) в составе судовых пропульсивных комплексов (ПК) проделали большой путь совершенствования конструкций и применяемости для судов различного назначения и водоизмещения. Вторую жизнь этим устройствам дает их применение в отечественной практике для расширения навигации и грузоперевозок в Арктике по СМП с использованием судов арктического плавания. Литература [1–7] рассматривает общие проблемы формирования ПК, в [8–14] описаны принципы создания ВРК и ПК. Библиография [21–25] посвящена сопоставительному анализу электрических и механических ВРК.
Целью статьи является сопоставительный анализ применяемости указанных ВРК применительно к навигации и грузоперевозкам в Арктике по СМП для судов арктического плавания.
При разработке судовых движительных комплексов необходимо руководствоваться следующими основными критериями:
– рациональность конструкции;
– экономическая эффективность;
– экологичность эксплуатации;
– целесообразность и применимость метода подобия для серии по мощности.
Пропульсивные комплексы (ПК) представляют собой объединение движительного и рулевого комплекса в одном агрегате, который называют винторулевой колонкой (ВРК). ВРК по типу силового привода гребного винта разделяются на колонки с электрическим и механическим приводом (далее соответственно электрические ВРК типа «Азипод» и механические ВРК).
Электрические и механические ВРК служат для повышения эксплуатационных и маневренных характеристик судов ледового класса [21], установленного Российским регистром судоходства для судов арктического плавания, согласно табл. 1. Конструктивно электрические ВРК выполняют с поворотным погружным двигательно-движительным комплексом и применяются на мощности выше 5 МВт, в то время как механические ВРК более простые и дешевые применяют на мощности менее 5 МВт. Электрические ВРК по совокупности характеристик являются более совершенными и для ряда специализированных судов применяют на меньшие мощности вплоть до 1–2 МВт.