По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.6

Сопоставительный анализ применяемости механической и электрической винторулевых колонок

Шульга Р. Н. канд. техн. наук, ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва
Лабутин А. А. ВЭИ – филиал ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина», г. Москва

Винторулевые колонки (ВРК) в составе судовых пропульсивных комплексов (ПК) проделали большой путь совершенствования конструкций и применяемости для судов различного назначения и водоизмещения. Выполнен сопоставительный анализ применяемости электрических и механических ВРК применительно к навигации и грузоперевозкам в Арктике по СМП для судов арктического плавания.

Литература:

1. Горячев А.М. Устройство и основы теории морских судов / А.М. Горячев, Е.М. Подругин // Судостроение. – 1983. – 224 с.

2. Иванченко А.А., Шишкин В.А., Окунев В.Н. Обзор опыта совершенствования конструкции и применения движительных систем в современном судостроении // Вестник ГУМРФ им. С.О. Макарова. – 2016. – № 4 (28). – С. 156–173.

3. Шульга Р.Н., Петров А.Ю., Хренников А.Ю. Энергетические платформы с использованием цифровых модульных подстанций и энергоблоков // Энергия единой сети. – 2020. – № 3 (52). – С. 18–28.

4. Шульга Р.Н. Применение распределенного электродвижения с использованием винторулевых колонок // Энергоэффективность и водоподготовка. – 2020. – № 4 (126). – С. 56–64.

5. Сахновский Б.М. Модели судов новых типов // Судостроение. – 1987.

6. Шульга Р.Н., Смирнова Т.С. Использование судовой энергетики для жизнеобеспечения арктических объектов // Российская Арктика. – 2020. – № 1. – С. 13–26.

7. Шульга Р.Н., Лавринович В.А., Лабутин А.А., Смирнова Т.С. Комплекс электрооборудования для модульных электрических судов // Российская Арктика. – 2020. – № 1 (8).

8. Шульга Р.Н. Тяговые характеристики судового электропривода // Силовая электроника. – 2022. – № 1. – С. 26–31.

9. Шульга Р.Н. К вопросу определения электромагнитного момента на валу тягового асинхронного двигателя // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 7. – С. 56–62.

10. Шульга Р.Н. Динамика синхронных электродвигателей с постоянными магнитами // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2023. – № 1. – С. 24–33.

11. Шульга Р.Н., Корсаков С.С., Ильин К.А. Магнитные системы электромашин с постоянными магнитами // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2023. – № 1. – С. 34–41.

12. Шульга Р.Н. Винторулевые колонки и водометы и их тяговые характеристики // Силовая электроника. – 2023. – № 2. – С. 26–30.

13. Шульга Р.Н. Пропульсивный комплекс ледокола и судов ледового класса // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2023. – № 3. – С. 18–26.

14. Шульга Р.Н. Энергетические установки и пропульсиввные комплексы ледоколов // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2023. – № 6. – С. 36–46.

15. Шульга Р.Н. Привода судов с воздушной подушкой и с кавернами // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2023. – № 4. – С. 13–23.

16. Шульга Р.Н. К вопросу цифровых двойников судовых пропульсивных комплексов // Силовая электроника. – 2023. – № 3 (101). – С. 34–40.

17. Шульга Р.Н. Судовой МГД-движитель // Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2022. – № 10. – С. 29–38.

18. Шульга Р.Н., Путилова И.В., Смирнова Т.С., Иванова Н.С. Безопасные и безотходные технологии с использованием водородной электроэнергетики // Альтернативная электроэнергетика и экология (ISJAEE). – 2019. – № 22-27 (306-311). – С. 67–78.

19. Report of the performance committee ITTC. – 1978.

20. Цуренко Ю.И. Автоматизация проектирования пропульсивного комплекса: учеб. пособие, филиал «Севмашвтуз». – Северодвинск, 2009. – 112 с.

21. URL: https://sea-man.org/klassifikatsiya-ledokolov.html (дата обращения: 20.01.2023).

22. URL: https://sea-man.org/sistema-upravleniya-azipod.html (дата обращения: 20.01.2023).

23. Обзор опыта совершенствования конструкции применения движительных систем в современном судостроении // А.А. Иванченко [и др.] // Вестник ГУМРФ им. С.О. Макарова. – 2016. – № 4 – С. 156–176.

24. Стешенков А.Л. Перспектива развития отечественного рынка винторулевых колонок / А. Л. Стешенков // Судостроение. – 2014. – № 4. – С. 54–55.

25. URL: https://morvesti.ru/themes/1696/88123/ (дата обращения: 20.01.2023).

Винторулевые колонки (ВРК) в составе судовых пропульсивных комплексов (ПК) проделали большой путь совершенствования конструкций и применяемости для судов различного назначения и водоизмещения. Вторую жизнь этим устройствам дает их применение в отечественной практике для расширения навигации и грузоперевозок в Арктике по СМП с использованием судов арктического плавания. Литература [1–7] рассматривает общие проблемы формирования ПК, в [8–14] описаны принципы создания ВРК и ПК. Библиография [21–25] посвящена сопоставительному анализу электрических и механических ВРК.

Целью статьи является сопоставительный анализ применяемости указанных ВРК применительно к навигации и грузоперевозкам в Арктике по СМП для судов арктического плавания.

При разработке судовых движительных комплексов необходимо руководствоваться следующими основными критериями:

– рациональность конструкции;

– экономическая эффективность;

– экологичность эксплуатации;

– целесообразность и применимость метода подобия для серии по мощности.

Пропульсивные комплексы (ПК) представляют собой объединение движительного и рулевого комплекса в одном агрегате, который называют винторулевой колонкой (ВРК). ВРК по типу силового привода гребного винта разделяются на колонки с электрическим и механическим приводом (далее соответственно электрические ВРК типа «Азипод» и механические ВРК).

Электрические и механические ВРК служат для повышения эксплуатационных и маневренных характеристик судов ледового класса [21], установленного Российским регистром судоходства для судов арктического плавания, согласно табл. 1. Конструктивно электрические ВРК выполняют с поворотным погружным двигательно-движительным комплексом и применяются на мощности выше 5 МВт, в то время как механические ВРК более простые и дешевые применяют на мощности менее 5 МВт. Электрические ВРК по совокупности характеристик являются более совершенными и для ряда специализированных судов применяют на меньшие мощности вплоть до 1–2 МВт.

Для Цитирования:
Шульга Р. Н., Лабутин А. А., Сопоставительный анализ применяемости механической и электрической винторулевых колонок. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: