Вопрос о соотношении сил между ведущими государствами был и остается в центре внимания как политико-академических элит, так и широкой общественности. На протяжении многих столетий именно баланс сил между великими державами считался гарантией прочного мира и международной стабильности. Неудивительно, что в своем анализе российско-американских отношений и экспертное сообщество, и практические политики уделяют особое внимание именно соотношению сил между Соединенными Штатами и Российской Федерацией.
До недавнего времени и американские, и российские специалисты исходили из того, что Российская Федерация является уменьшенной и ухудшенной версией Советского Союза — «одномерной сверхдержавы», способной поддерживать свой статус только за счет военной мощи при совершенно неконкурентоспособной экономике. Поскольку конвенциональный военный потенциал США и их союзников по Североатлантическому альянсу намного превосходит российский и у Москвы нет никаких шансов преодолеть этот разрыв, российское присутствие на международной арене будет и впредь пренебрежимо мало. Правда, от СССР Россия унаследовала стратегический ядерный потенциал, сопоставимый с американским, однако на рубеже 1990–2000-х годов в Вашингтоне пришли к выводу о том, что деградация российских стратегических ядерных сил (СЯС) стала необратимой и Россия более не в состоянии вести ядерную войну против США и их союзников.
В общем, до недавнего времени и в Соединенных Штатах, и в ряде российских кругов доминировала та точка зрения, что соотношение сил между двумя нашими странами характеризуется абсолютным американским превосходством и позиции России и впредь будут слабеть. Как же выглядит российско-американский баланс сил в настоящее время?
В наши дни в Вашингтоне уже не услышишь разговоров о деградации российских СЯС. Напротив, в американских правящих кругах с тревогой говорят о серьезном технологическом прорыве стратегических ядерных сил России. «Россия стремится обеспечить реализацию своей стратегии и доктрины путем всеобъемлющей модернизации своего ядерного арсенала. Российская стратегическая ядерная модернизация позволила увеличить потенциал стратегических средств доставки, а также дает России возможность быстро наращивать число развернутых боеголовок. Помимо модернизации унаследованных от Советского Союза ядерных систем, Россия разрабатывает и развертывает новые ядерные боеголовки и пусковые установки. Эти усилия включают в себя многократную модернизацию для каждого элемента российской ядерной триады, в том числе стратегические бомбардировщики, ракеты морского базирования и наземные ракеты. Россия также разрабатывает по меньшей мере две новые системы межконтинентальной дальности — гиперзвуковой глиссадный аппарат и новую межконтинентальную автономную торпеду с ядерным вооружением и подводным двигателем» [8].