Андрей Белоногов, эксперт по управлению розничными компаниями, опыт в ритейле более 15 лет, директор Центрального региона сети магазинов «Магнит», директор по управлению знаниями, начальник отдела продаж сети АЗК «ЮКОС», директор торгового комплекса «Лента».
Татьяна Бойчук, консультант по управлению человеческим капиталом, более 15 лет опыта в области HR (ритейл, производство, дистрибуция).
Эксперты определили основные ошибки оптимизации затрат на персонал в кризис.
Татьяна Бойчук: Не забывайте, что ошибки кто-то уже совершил до вас. Первая из них: когда экстренно нужно принять решение — руководитель не умеет правильно выделять сотрудников. Пример: руководитель, стремясь к справедливости, урезает зарплату всем сотрудникам в равной доле.
Андрей Белоногов: Руководитель провозглашает: «Давайте затянем пояса, пропорционально снизим зарплату». Ориентир превращается в приказ. Менеджеры говорят: «Есть!» — и снижают всем подряд. Но, как говорится, «не все йогурты обязательно полезны». Когда усредняется зарплата, страдают в первую очередь те сотрудники, кто лучше среднего. Что происходит в результате? Человек если и не увольняется сразу, то становится демотивированным, затаивает обиду и уходит при первом подвернувшемся случае. Вывод: не выделяя лучших, мы срезаем тех, на ком держится компания.
Распространенная причина — болезнь быстрого роста ритейла. Бизнесмодель масштабируется, ключевые люди при этом не выделяются. Рейтинг супервайзеров или управляющих магазинами не составляется. Нет справедливого и корректного рейтинга. Своевременно проведенная оценка персонала дала бы эффект. Это развивающий инструмент.
Когда наступает кризис, правильно расставленный приоритет — это база выживания компании. Нужно стремиться сохранить сотрудников — носителей технологий. Если рейтинг был составлен, легко выделить ключевых сотрудников. Ключевые — это те, на ком строится стратегия. При сохранении коллектива нужно выделить лучших, поддержать их мотивацию. Нужно сохранять тех, кто поддержит стратегию, а не приглашать новых. Большие корпорации часто рассчитывают на внешних консультантов, что не всегда правильно.