С активным развитием производства в XX веке происходит развитие так называемого consumer society — «общества потребления». Данное понятие сопряжено не только с экономикой. Интенсивное развитие хозяйственной деятельности привело к формированию нового типа общественных отношений с характерными потребностями и ценностями. Французский философ Ж. Бодрийяр в своих трудах отмечал, что в сформировавшемся социуме потребление стало основой жизни, на нем же выстраивается и вся система нашей культуры.
Отечественные исследователи отмечают, что интеграция потребительских потребностей в социокультурный пласт связана не с мещанством как таковым, а с изменением культурных ценностей, символов и кодов.
Стремление к саморазвитию стало в современном обществе потребительской ценностью. Потребляемые товары и услуги являются одним из основных условий интеграции в ту или иную социальную группу. Таким образом, потребление становится средством самоидентификации, а потребительство как явление состоит не в возможности человека приобретать и потреблять товары, а в желании их потреблять. Другими словами, оно связано с отношением человека к миру вещей, услуг, к другим людям.
Такие изменения в системе социальной коммуникации напрямую повлияли на деятельность культурных учреждений, в числе которых — музеи. В данной работе рассмотрим вопрос сохранения музеев как социокультурных объектов в условиях общества потребления.
Культурная сфера как способ межличностной коммуникации, выражающийся в формировании и деятельности культурных институтов, испытывает влияние рынка. Элементы культуры, к которым относятся вкусы, ценности, инструменты коммуникации, нормы служат «товарами потребления». В объект потребления превращается и межличностное общение.
Общество потребления рассматривается многими исследователями как многоуровневая система, включающая в себя различные модели потребления:
- «гедонистическая модель», определяющая наслаждение как основной мотив потребления;