По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сохранение культурного наследия России: роль народных художественных промыслов

Народные художественные промыслы являются важнейшим ценностным и информационным ресурсом для развития культуры. Использование опыта народа для конструирования социальной памяти возможно лишь на основе культурологического анализа промыслов и их осмысления с научной точки зрения. В статье представлено определение художественных промыслов как объектов наследия, представленных в нематериальном, материальном, природном и средовом выражении.

Литература:

1. Путин назвал народные промыслы частью культурного кода россиян // Федеральное агентство новостей (ФАН): сайт. — URL: https://riafan.ru/722453-putin-nazvalnarodnyepromysly-chastyu-kulturnogo-koda-rossiyan (дата обращения: 29.04.2021).

2. Маркарян Э.С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / Отв. ред. и сост. А.В. Бондарев. — М.: Санкт-Петербург, 2014. — 656 с.

3. Воронцова Е.А., Гуральник Ю.У., Казакова С.Ф. и др. Музейное дело России. — М., 2010. — 676 с.: ил.

4. Шулепова Э.А., Каулен М.Е., Чувилова И.В. и др. Культурное наследие в контексте инновационных гуманитарных технологий // Музееведение и историко-культурное наследие: сб. ст. / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств и др. — Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств и др., 2009. — Вып. 3. — С. 5–90.

5. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. — М.: Этерна, 2012. — 432 с.: ил.

6. Каган М.С. О системном подходе к системному подходу (1973) / М.С. Каган. Проблемы методологии гуманитарного познания: избр. тр. — М.: Юрайт, 2019. — С. 16–27.

7. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. — М., 2003. — 256 с.

8. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О народных художественных промыслах» // Законодательство Российской Федерации: сб. основных федерал. законов: сайт. — URL: https://fzrf.su/zakon/ onarodnyh-hudozhestvennyh-promyslah-7-fz/ (дата обращения: 29.04.2021).

9. Лихачев Д.С. Предисловие к книге М.А. Некрасовой / Д.С. Лихачев. Прошлое — будущему. Ст. и очерки. — Л.: Наука, 1985. — С. 372–374.

10. Лисицкий А.В. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития: дис. канд. культурологии: 24.00.01. — М., 2004. — 151 с.

11. Салтыков А.Б. Избранные труды. — М.: Совет. художник, 1962. — 728 с.

12. Ментюкова С. Выплывают расписные: нужна ли народным художественным промыслам господдержка: интервью с Геннадием Дрожжиным // Российская газета. — 2020. — 16 дек. — URL: https://rg.ru/amp/2020/12/16/ nuzhna-lihudozhestvennym-narodnym-promyslam-gospodderzhka.html (дата обращения: 29.04.2021).

13. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразит. искусство, 1983. — 344 с.

14. Шола Т. Мнемософия: эссе о науке публ. памяти. — 2-е изд. — Ростов Великий, 2019. — 320 с.

15. Расков Д.Е. Экономические институты старообрядчества. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2012. — 344 с.

16. Чистов К.В. Фольклор в культурологическом аспекте // Гуманитарий: ежегодник. — СПб., 1995. — № 1. — С. 164–175.

17. Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. — М.: Вуз. кн., 2001. — 264 с.

18. Мастеница Е.Н. Актуализация культурного наследия в музее: вызовы современности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. — Кемерово, 2020. — № 50. — С. 14–22.

19. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. — М.: Совет. Россия, 1983. — 220 с.

20. Данилевский И.Н., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. и др. Источниковедение: учеб. пособие / Отв. ред. М.Ф. Румянцева. — М.: Высш. шк. экономики, 2015. — 688 с.

21. Колобкова И.А. Современное народное искусство и проблема фольклоризма // Народное искусство: материалы и исслед.: сб. ст. / Русский музей. — СПб., 2016. — Вып. 4. — С. 153–163.

22. Богуславская И.Я. Предпосылки и истоки местных художественных особенностей в народном искусстве // Народное искусство: материалы и исслед.: сб. ст. / Русский музей. — СПб., 2012. — Вып. 3. — С. 11–26.

В современных условиях глобализации и стремительной информатизации культурное наследие воспринимается как один из определяющих факторов устойчивого развития общества. Сегодня существует большое количество научных определений и формулировок этого явления, большинство из них называют «культурное наследие» важнейшим механизмом функционирования культуры, главным признаком в определении ее сущности.

Понятие «культурное наследие» характеризуется разными этапами его осмысления. На первоначальных стадиях под ним понимались предметы древности и памятники истории, рассматриваемые с точки зрения свидетелей исторических событий или эпох. Сегодня под «культурным наследием» понимается скорее устойчивая система актуальной культуры, выраженная в материальных и нематериальных предметах и явлениях. К культурному наследию относятся разные продукты человеческой деятельности, культурные и природные ландшафты, связанные с важнейшими историческими событиями, традиционные нормы и ценности, имеющие значимость с точки зрения культуры, и даже взаимосвязи между отдельными объектами наследия.

Понятие культурного наследия постоянно меняется, это происходит изза расширения методов изучения объектов наследия с целью раскрытия всего их информационного потенциала. Внедрение гносеологических, онтологических, аксиологических подходов позволяет получать максимум возможной информации об этих объектах как о культурных феноменах, определять их историко-культурный контекст, выявлять новые смыслы их создания.

Культурное наследие — это результат создания культурных ценностей на базе существующего культурного опыта народа, его воспроизводства для развития культуры, создания преемственности. Важно понимать, что процесс изучения того или иного объекта с точки зрения объекта культурного наследия всегда историчен и субъективен. При изучении материального и нематериального наследия огромную роль играют мотивация исследователя, его интерпретация.

Современные исследователи понимают культурное наследие как информацию, меняющуюся во времени и пространстве в зависимости от особенностей исторической эпохи. Это система, которая включает в себя совокупность отдельных элементов, упорядоченное целое, где каждый элемент становится частью единого пространства. Если рассматривать наследие по отношению к культуре, то можно расценивать его как фундаментальную основу ее развития. Наследие является подсистемой глобальной метасистемы актуальной культуры. С одной стороны, оно является одной из ее современных характеристик, с другой — своего рода ее памятью.

Для Цитирования:
Михаил Тихомиров, Сохранение культурного наследия России: роль народных художественных промыслов. Музей. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: