Данная статья опирается на кабинетные исследования и на материалы полевых исследований, проведенных во время стажировки в польском городе Лодзь в 2011 и 2017 годах, а также в ряде городов севера Англии и юга Шотландии в ходе работы над проектом «Steel and Fabric: Features of the Metallurgical and Textile Civilizations» по гранту Благотворительного фонда Михаила Прохорова в 2021-2022 годах. Материал по Ивановской области был собран во время работы над книгой «Равнинно-фабричная цивилизация» [1] и в рамках двухлетних экспедиций во время создания интернет-проекта «Фабрики и люди» по грантам Института развития интернета в 2021-2022 годах [2].
Одной из особенностей технологии текстильного производства из волокнистых материалов является его разделение на несколько этапов, включающих подготовку сырья, прядение, ткачество и отделку, состоящих из нескольких этапов [См., напр.: 3–4]. Каждая из технологических операций предполагает использование ряда машин и станков, порой достаточно больших по своему объёму. Это обстоятельство существенно усложняет процесс музеефикации машинно-станочного парка, что чаще всего приводит к размещению в промышленных музеях образцов ткацких станков.
В ряде странах мира существуют музеи, связанные с текстильной тематикой. Нередко они ориентированы на моду и дизайн и не касаются репрезентации технологических процессов[5]. Однако экспонирование образцов станков встречается как в специализированных фабричных музеях, так и в музеях более широкого профиля, о чём будет сказано ниже. Следует добавить, что достаточно важным является связь исследований в этой области с выставочной деятельностью, что продемонстрировала призванная повысить интерес к сохранению текстильных механизмов выставка 2018 года в Китае [6].
Подсчитано, что в 1878 году в мире насчитывалось около 1 миллиона 215 тысяч механических ткацких станков, из них около 800 тысяч в Англии, в США — 175 тысяч, в России вместе с Польшей — 41 тысяча, во Франции — 82 тысячи, в Германии — 80 тысяч станков[7]. Не смотря на повсеместный переход на автоматические станки, начавшийся в конце XIX века, некоторые из них удалось сохранить до нашего времени, благодаря коллекционерам и музейщикам. Что же можно увидеть в начале XXI века в музеях?