Понятия «стимулирование» и «мотивация» тесно связаны между собой, хотя несут различную смысловую нагрузку. Исходя из этимологии слова «стимулирование», можно сделать вывод, что в качестве исходного термина выступает «стимул», который в переводе с латинского означает — стрекало, или остроконечная палка, которой погоняли животных. Иначе говоря, стимул — это рычаг внешнего воздействия на человека. Таким образом, стимулирование труда — это процесс внешнего воздействия на трудовое поведение работника с использованием мер поощрения и принуждения, направленных на обеспечение его заинтересованности в достижении целей организации. Стимулами или рычагами внешнего воздействия на работника в организации выступают меры материального и нематериального поощрения или принуждения.
В понятии «мотивация» исходным словом является «мотив», что в переводе с французского означает «внутреннее побуждение человека». В основе внутреннего побуждения или мотива человека лежат возникшие у него потребности. Осознанная и актуализированная потребность, вызывающая побуждение к действию, выступает в роли мотива. По сути, потребности — это глубинные силы, пробуждающие энергию человека и формирующие его мотивацию. Исходя из этого, мотивация персонала — это процесс формирования трудового поведения человека, определяемого его потребностями, ценностными установками, способностями, ожиданиями и компетенциями и направленного на достижение результатов, за которые будет выплачено вознаграждение, обеспечивающее удовлетворение возникших потребностей.
Таким образом, в основе процесса трудовой мотивации лежит потребность человека. Но чтобы удовлетворить возникшую и осознанную потребность, человеку необходимо выбрать соответствующий вид деятельности. Затем, став работником какой-либо организации, человек будет определять свое трудовое поведение в зависимости от предлагаемых работодателем форм стимулирования. Если предлагаемые меры вознаграждения будут согласованы с потребностями и ожиданиями работника, то он будет заинтересован в решении тех задач, которые определены не только его должностными обязанностями, но и стратегическими целями компании.