В 2014 г. полномочия Правительства РФ в области градостроительной деятельности дополнили правом утверждать исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (ч. 2 ст. 6 ГрК РФ)
По замыслу законодателя, установление таких исчерпывающих перечней должно было способствовать сокращению административных барьеров при осуществлении градостроительной деятельности, а также повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Первым и единственным на данный момент перечнем стал исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 (далее Перечень). По информации Минстроя РФ издание такого перечня позволило сократить количество градостроительных согласований и процедур с 240 до 1341 . На данный момент количество допустимых процедур увеличилось до 139
Процедуры, установленные Перечнем, делятся на два блока:
1) процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ;
2) процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований
Наибольшие вопросы, конечно же, вызывает второй блок, так как с трудом удается себе представить, что это за местные особенности, которые требуют дополнительных согласований строительства жилых объектов. По мнению Правительства РФ, местные особенности в числе прочего позволяют субъектам вводить обязательное согласование архитектурноградостроительного облика объекта
Как следует из Перечня, указанная выше процедура может применяться только в случае, если она сама и порядок ее проведения установлены нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.