«Ликвидировать кадровый дефицит в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь» — такая цель была определена Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2].
В своем Послании Федеральному Собранию от 20.02.2019 Президент РФ вновь возвращается к этой проблеме. В частности, было отмечено, что о состоянии системы здравоохранения судят по первичному звену: поликлиникам, амбулаториям, фельдшерско-акушерским пунктам, а для первичного звена здравоохранения острый вопрос — дефицит кадров. Было предложено наряду с комплексным развитием медицинского образования принять меры, которые дадут быстрый результат, быстрый эффект. Например, «снять возрастные ограничения для участников программы “Земский доктор”, чтобы специалисты старше 50 лет также могли получить единовременную выплату при переезде на работу в сельскую местность или малый город: врачи — миллион рублей, фельдшеры — 500 тысяч рублей» [3].
В соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5] первичная медико-санитарная помощь определена как основа системы оказания медицинской помощи. К мероприятиям оказания первичной медико-санитарной помощи относятся следующие (рис. 1).
Организация первичной медико-санитарной помощи гражданам, особенностью оказания которой является ее приближенность к месту их жительства, работы или обучения, осуществляется по территориальноучастковому принципу, который предусматривает формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.
При этом первичная медико-санитарная помощь делится по видам, для каждого из которых законом установлены минимальные квалификационные требования к составу медицинского персонала, оказывающего соответствующую помощь (табл. 1).
В зависимости от условий оказания первичной медико-санитарной помощи выделены следующие ее формы (рис. 2).