По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Софинансирование обязательств местных бюджетов: теория и практика

Федеральное законодательство предусматривает широкий перечень финансовых возможностей (к таковым относят дотации и субсидии) для улучшения бюджетной обеспеченности органов местного самоуправления. Предоставление указанного финансирования осуществляется определенным образом по правилам, установленным в Бюджетном кодексе РФ: для дотаций важно учитывать размер объемов финансовой помощи в предыдущие годы; для субсидий — необходимо соответствующее решение органа исполнительной власти с последующим заключением соглашения с органами местного самоуправления. Обжалование суммы предоставления дотации в судебном порядке невозможно, так как правоприменитель считает, что формирование размера дотационной компенсации является юридически и фактически правом (а не обязанностью) органа государственной власти. Что касается субсидии, то она формируется на основе соглашения, в котором прописываются все основные юридические позиции (сумма, направленность, сроки). При неисполнении указанных пунктов полностью или частично возможны штрафные санкции к правонарушителю.

В статье 63.1 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что для софинансирования расходных обязательств, связанных с выполнением ОМСУ своих полномочий, из бюджета субъекта федерации возможно предоставления субсидий, дотаций местным бюджетам. При этом правила предоставления такого рода трансфертов должны быть регламентированы как федеральным Бюджетным кодексом, так и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает условия по межбюджетным трансфертам по линии «органы госвласти субъекта федерации — ОМСУ»:

— для дотаций:

• при такого рода трансфертах всегда учитывается размер объемов дотаций в годы, предшествующие отчетному,

• субъекты, желающие получить деньги, должны представить документацию и материалы, необходимые для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ;

— для субсидий:

• правила, устанавливающие формирование, предоставление и распределение данных денежных средств, а также порядок определения объема расходного обязательства, устанавливается актом высшего исполнительного органа власти субъекта РФ,

• условием предоставления субсидии бюджету МО может являться наличие необходимых ассигнований на исполнение расходных обязательств МО, в целях софинансирования которых предоставляются такого рода деньги, а также наличие соглашения о предоставлении средств из бюджета субъекта РФ,

• формат указанного соглашения является стандартизированным, оно утверждается финансовым органом субъекта РФ.

Таким образом, как мы видим из представленных правовых материалов, многочисленные факторы, определяющие формат предоставления межбюджетных трансфертов в субъектах РФ, являются недетализированными и неунифицированными, что прямо влияет на качество использования указанных инструментов на практике.

Администрация муниципального образования обратилась в суд к вышестоящим органам власти, которые, по ее мнению, не осуществили необходимого софинансирования в целях выравнивания бюджетной обеспеченности. Муниципалитет требовал признать бездействие незаконным, обязав уполномоченных лиц к оплате предусмотренного законом обязательства.

Для Цитирования:
Михаил Иванович Колесников, Софинансирование обязательств местных бюджетов: теория и практика. Глава местной администрации. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: