По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Содержательный подход к теориям мотивации персонала

Татьяна Багировна Легенина доцент, канд. социол. наук, Северо-Кавказский федеральный университет, 355025, г. Ставрополь, пер. Красина, д. 23а, тел.: 8-903-414-12-75, Е-mail: legta@mail.ru
Алина Викторовна Шатырко студентка 2 курса магистратуры по направлению подготовки «Управление персоналом», Северо-Кавказский федеральный университет, 355011, г. Ставрополь, ул.45 параллель, д. 38, кв. 470, тел.: 8-918-764-36-92, Е-mail: alinashatyrko@bk.ru

В данной статье представлен теоретический обзор некоторых содержательных теорий мотивации персонала, где потребности человека рассматриваются как базовый фактор, побуждающий его к деятельности. Дано общее описание содержательных мотивационных концепций, выделены их специфические особенности, и рассмотрены наиболее известные из них. Авторы считают, что эти теории объединяет прежде всего стремление классифицировать потребности человека и найти взаимосвязь с мотивами, которые им движут.

Литература:

1. Верещагина Л. А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности: учеб. пос. — М.: Гуманитарный центр, 2012. — 220 с.

2. Дуракова И. Управление персоналом в России. Новые функции и новое в функциях: монография: учеб. пос. — М.: Инфа-М, 2017. — 244 с.

3. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах, или как платить меньше, но чтобы работали лучше? — М.: Феникс, 2014. — 240 с.

4. Яхонтова Е. С. Стратегическое управление персоналом: учеб. пос. — М.: Дело, 2013. — 384 с.

Сотрудники являются движущей силой любой организации.

Организационный успех напрямую зависит от коллективных усилий работников конкретного предприятия. При этом персонал организации будет совместно способствовать ее росту и развитию только в том случае, когда он является мотивированным и заинтересованным в успехе. Существует множество примеров, когда компания по своим размерам, численности персонала и объемам ресурсов превосходила конкурентов, но при этом имела более низкие показатели производительности труда и объемы выручки. Поэтому вопрос исследования такого понятия, как мотивация персонала и стимулирование его к эффективной трудовой деятельности, был актуальным на протяжении всего периода развития теории и практики кадрового менеджмента, не потеряв своей значимости и на сегодняшний день.

Мотивация является производным от слова «мотив», означающим потребности и желания отдельных лиц. Мотивацию можно обозначить как процесс стимулирования к достижению целей. Стимулирующими факторами для людей могут быть разного рода материальные блага, успех, признание, удовлетворение от работы, социальное взаимодействие и т. д.

Одной из важнейших функций кадрового менеджмента является формирование у сотрудников готовности к работе в меру своих возможностей.

Поэтому роль руководителя заключается в том, чтобы пробудить интерес к выполнению сотрудниками своих трудовых обязанностей максимально эффективно.

В современной теории кадрового менеджмента в процессе мотивации выделяют три основных этапа: определение потребностей разных рабочих групп организации; формирование стимулов, ориентированных на удовлетворение выделенных потребностей; реализация процесса стимулирования, удовлетворения потребностей персонала и, как следствие, мотивация их к высокоэффективному продуктивному труду [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация является психологическим явлением, которое означает, что потребности и желания людей должны быть удовлетворены в процессе их трудовой деятельности путем разработки и реализации грамотной мотивационной системы.

Для Цитирования:
Татьяна Багировна Легенина, Алина Викторовна Шатырко, Содержательный подход к теориям мотивации персонала. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: