Сотрудники являются движущей силой любой организации.
Организационный успех напрямую зависит от коллективных усилий работников конкретного предприятия. При этом персонал организации будет совместно способствовать ее росту и развитию только в том случае, когда он является мотивированным и заинтересованным в успехе. Существует множество примеров, когда компания по своим размерам, численности персонала и объемам ресурсов превосходила конкурентов, но при этом имела более низкие показатели производительности труда и объемы выручки. Поэтому вопрос исследования такого понятия, как мотивация персонала и стимулирование его к эффективной трудовой деятельности, был актуальным на протяжении всего периода развития теории и практики кадрового менеджмента, не потеряв своей значимости и на сегодняшний день.
Мотивация является производным от слова «мотив», означающим потребности и желания отдельных лиц. Мотивацию можно обозначить как процесс стимулирования к достижению целей. Стимулирующими факторами для людей могут быть разного рода материальные блага, успех, признание, удовлетворение от работы, социальное взаимодействие и т. д.
Одной из важнейших функций кадрового менеджмента является формирование у сотрудников готовности к работе в меру своих возможностей.
Поэтому роль руководителя заключается в том, чтобы пробудить интерес к выполнению сотрудниками своих трудовых обязанностей максимально эффективно.
В современной теории кадрового менеджмента в процессе мотивации выделяют три основных этапа: определение потребностей разных рабочих групп организации; формирование стимулов, ориентированных на удовлетворение выделенных потребностей; реализация процесса стимулирования, удовлетворения потребностей персонала и, как следствие, мотивация их к высокоэффективному продуктивному труду [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация является психологическим явлением, которое означает, что потребности и желания людей должны быть удовлетворены в процессе их трудовой деятельности путем разработки и реализации грамотной мотивационной системы.