По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Содержательно-методические аспекты и особенности преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» в аспирантуре

Пшеничная Виктория Викторовна доцент кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», кандидат психологических наук 115432, Россия, г. Москва, 2-й Кожуховский пр-д, д. 12, стр. 1, E-mail: vvp.990@yandex.ru

В статье автор мотивирует педагогическую значимость данного курса в аспирантуре, которая стала последним уровнем высшего образования, и заостряет внимание на основных сложностях, с которыми сталкивается преподаватель, читающий данный курс. Отдельное внимание уделяется вопросам тематического наполнения курса данной дисциплины и особенностям работы с аспирантами на занятиях. Основные выводы автора сводятся к следующему: получение всеми выпускниками аспирантуры квалификации «преподаватель-исследователь», подтверждаемой соответствующими дипломами государственного образца, актуализирует вопросы психолого-педагогической подготовки аспирантов разных профилей, в то время как курс «Психология и педагогика высшей школы» является, по сути, единственной дисциплиной в учебных планах аспирантуры, позволяющей систематизированно изложить научные основы учебно-воспитательного процесса в вузе.

Литература:

1. Барт Т.В., Рибокене Е.В., Алямкина Е.А. Роль моделей организационного поведения в управлении качеством образования // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1.

2. Буданова А.И., Флеров О.В. Влияние знания иностранных языков на конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда в условиях глобализации / В сб.: Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции; под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. — 2015.

3. Бучко Т.С., Флеров О.В. Особенности и сложности оценивания студентов по непрофильным дисциплинам в высшей школе / В сб.: Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции; под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. — 2015.

4. Гусев Д.А. Условия и факторы повышения качества учебно-образовательного процесса в высшей школе / В сб.: Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции; под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. — 2015.

5. Инновации и высшая школа. III Международная конференция / Московский институт экономики, менеджмента и права; отв. сост. В.А. Потатуров и др. — М., 2007.

6. Красильникова И.Н., Рибокене Е.В. Специфика методов управления образовательными комплексами // Актуальные проблемы современного общества. — 2015. — № 3.

7. Малышева А.Н. Бенчмаркинг как инструмент управления образованием // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. — 2011. — № 1 (3). — С. 70–74.

8. Осипова Н.В. К вопросу о логической культуре педагога высшей школы // Человек и культура. — 2015. — № 2.

9. Потатуров В.А. Информатизация образования как проблема культуры // Человек и культура. — 2015. — № 3.

10. Пробин П.С. Отечественная образовательная реформа в контексте современной конъюнктуры рынка труда: контуры интерпретаций // Социодинамика. — 2015. — № 3.

11. Флеров О.В. Мотивация, лояльность и корпоративная культура в условиях безработицы и сокращений в эпоху социально-экономической неопределенности // Политика и общество. — 2015. — № 7.

Содержательно-методические аспекты и особенности преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» в аспирантуре1

В последнее время о высшем образовании стало модно говорить и писать не только в традиционном психолого-педагогическом, но и в политическом, а также социально-экономическом ключе. Основная причина этого, на наш взгляд, заключается в злободневности тематики перехода отечественной высшей школы на европейскую (болонскую) систему. Целесообразность данной реформы многими ставится под сомнение, в то время как в условиях экономического кризиса и сокращения числа рабочих мест достаточно сложно судить о том, насколько реально новая система повышает шансы выпускника с дипломом бакалавра или магистра на трудоустройство и успешную профессиональную деятельность [2, с. 232–242; 10, с. 1–26]. При этом данная проблематика рассматривается почти всегда только лишь в контексте двухуровневой модели высшего образования «бакалавриат-магистратура», в то время как сегодня высшее образование фактически является трехуровневым, потому что аспирантура из послевузовской системы подготовки научно-педагогических кадров превратилась в третий уровень высшего образования, направленный на подготовку кадров высшей квалификации.

Если раньше после обучения в аспирантуре человеку не удавалось защитить кандидатскую диссертацию, то обучение в аспирантуре становилось просто фактом его биографии, о котором он мог сказать или написать в резюме, но не являлось соответствующим уровнем образования. Следует отметить, что раньше учеба в аспирантуре без последующей защиты кандидатской была своеобразной жизненной неудачей, неким недостижением поставленной цели, поэтому говорить в этом случае о том, что человек учился в аспирантуре, как о его образовательном преимуществе было неуместно. По новому же стандарту все выпускники аспирантуры (прошедшие по ее окончании государственную итоговую аттестацию, которая не имеет ничего общего с защитой диссертации в диссовете) получают дипломы с квалификацией «исследователь, преподаватель-исследователь», то есть становятся не просто профессионалами более высокого уровня, но и, что более важно, официально профессиональными педагогами даже без наличия кандидатской степени.

Для Цитирования:
Пшеничная Виктория Викторовна, Содержательно-методические аспекты и особенности преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» в аспирантуре. Ученый совет. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: