Содержательно-методические аспекты и особенности преподавания курса «Психология и педагогика высшей школы» в аспирантуре1
В последнее время о высшем образовании стало модно говорить и писать не только в традиционном психолого-педагогическом, но и в политическом, а также социально-экономическом ключе. Основная причина этого, на наш взгляд, заключается в злободневности тематики перехода отечественной высшей школы на европейскую (болонскую) систему. Целесообразность данной реформы многими ставится под сомнение, в то время как в условиях экономического кризиса и сокращения числа рабочих мест достаточно сложно судить о том, насколько реально новая система повышает шансы выпускника с дипломом бакалавра или магистра на трудоустройство и успешную профессиональную деятельность [2, с. 232–242; 10, с. 1–26]. При этом данная проблематика рассматривается почти всегда только лишь в контексте двухуровневой модели высшего образования «бакалавриат-магистратура», в то время как сегодня высшее образование фактически является трехуровневым, потому что аспирантура из послевузовской системы подготовки научно-педагогических кадров превратилась в третий уровень высшего образования, направленный на подготовку кадров высшей квалификации.
Если раньше после обучения в аспирантуре человеку не удавалось защитить кандидатскую диссертацию, то обучение в аспирантуре становилось просто фактом его биографии, о котором он мог сказать или написать в резюме, но не являлось соответствующим уровнем образования. Следует отметить, что раньше учеба в аспирантуре без последующей защиты кандидатской была своеобразной жизненной неудачей, неким недостижением поставленной цели, поэтому говорить в этом случае о том, что человек учился в аспирантуре, как о его образовательном преимуществе было неуместно. По новому же стандарту все выпускники аспирантуры (прошедшие по ее окончании государственную итоговую аттестацию, которая не имеет ничего общего с защитой диссертации в диссовете) получают дипломы с квалификацией «исследователь, преподаватель-исследователь», то есть становятся не просто профессионалами более высокого уровня, но и, что более важно, официально профессиональными педагогами даже без наличия кандидатской степени.