Под кадровой политикой понимают систему теоретических взглядов, принципов, правил, норм, определяющих основное направление работы с персоналом, а также методы этой работы, позволяющие создать высокопроизводительный сплоченный коллектив. Кадровая политика может быть закрытой и открытой, пассивной и активной (рациональной и авантюристической), реактивной и превентивной. Основной характеристикой закрытой кадровой политики является то, что новые сотрудники привлекаются только на низшие должности, обучение осуществляется преимущественно внутри организации, особое внимание уделяется совершенствованию мотивации труда.
Открытая кадровая политика, наоборот, направлена на привлечение сотрудников со стороны, обучение персонала во внешних центрах, совершенствование стимулирования труда.
Активная кадровая политика осуществляется в соответствии со стратегией управления персоналом, которая разрабатывается и реализуется организацией. При рациональной — присутствует обоснованный прогноз развития кадровой ситуации и программа работы с кадрами. Авантюристическая — предполагает необоснованный прогноз развития кадровой ситуации [1].
Пассивная кадровая политика проявляется в отсутствии какойлибо программы действий относительно персонала.
Для реактивной кадровой политики характерен контроль над негативным состоянием, разрабатываются меры по локализации ситуации, ограничивается кадровым планированием.
При превентивной политике существуют обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации (кратко- и среднесрочные), но у организации нет средств для влияния на эти прогнозы.
Основные задачи кадровой политики, по мнению Д. В. Белоусовой [2], следующие:
1) обеспечивать организацию опытными высококвалифицированными и заинтересованными работниками;
2) эффективно использовать мастерство и потенциальные возможности каждого работника;
3) создавать в организации условия для наиболее полного удовлетворения персонала своей работой;
4) стимулировать и поддерживать стремление каждого работника к сохранению благоприятного климата на производстве;