
Сочетание государственного (законодательного) и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является, согласно ст. 2 ТК РФ, одним из основных принципов правового регулирования данной группы общественных отношений.
В централизованном порядке, с учетом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 6 ТК РФ) устанавливаются уровень государственных гарантий в сфере труда и правила договорного регулирования рассматриваемых отношений.
Таким образом, прослеживаются тесная связь и взаимозависимость государственного и договорного регулирования в установлении и реализации трудовых прав граждан, работающих по трудовому договору, с обеспечением стабильности их правового статуса.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
На государственном (федеральном и региональном) уровне устанавливаются основные права и обязанности работников и гарантии их реализации, определяется правовой статус субъектов трудового права.
На федеральном и региональном уровнях правового регулирования закрепляется основной, базовый уровень государственных трудоправовых гарантий субъектов трудового права. Именно на государственном уровне устанавливаются правила их поведения в сфере труда: общий порядок приема на работу, перевода на другую работу, увольнения, ведения коллективных переговоров, привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности, рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров, осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В значительной мере посредством именно законодательного регулирования определяется минимальный уровень гарантий практически по всем институтам трудового права, реализуемый впоследствии сторонами трудового договора посредством договорного регулирования. Последнее обстоятельство особенно характерно для институтов рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда.
Причем в ч. 5 Конституции РФ говорится не только об уважении Российской Федерацией труда граждан и обеспечении защиты их прав. Как сказано далее в данной статье, «государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации».
Статья 37 Конституции РФ, закрепляя принцип свободы труда с запретом принудительного труда, указывает на установление федеральным законом условий реализации этого принципа без какой-либо дискриминации, с правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, с правом на защиту от безработицы, с гарантиями в области рабочего времени и времени отдыха работающему по трудовому договору, с признанием права на индивидуальные и коллективные трудовые споры вплоть до забастовки. В ч. 3 данной статьи особо говорится о праве на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Основная государственная гарантия по оплате труда работников, конституционно закрепленная, реализуется по нормам Трудового кодекса РФ в целом по России (ст. 133) и в субъектах РФ (ст. 133.1), с обеспечением повышения уровня реального содержания заработной платы (ст. 134), порядка ее установления и выплаты (ст. 135–136), в том числе систем оплаты труда (ст. 144), а также путем решения других вопросов оплаты труда.
Законодательное закрепление минимума такого рода гарантий обеспечивает стабильность применения соответствующих правовых норм непосредственно на практике с возможностью усиления работодателями экономического эффекта от их реализации с учетом особенностей условий труда конкретного работника, осуществляемого с возможными дополнительными льготами с учетом финансовых ресурсов работодателя. И здесь стороны социально-трудовых отношений используют уже договорное регулирование.
Законодательное закрепление минимума такого рода гарантий обеспечивает стабильность применения соответствующих правовых норм непосредственно на практике с возможностью усиления работодателями экономического эффекта от их реализации с учетом особенностей условий труда конкретного работника, осуществляемого с возможными дополнительными льготами с учетом финансовых ресурсов работодателя. И здесь стороны социально-трудовых отношений используют уже договорное регулирование.
ДОГОВОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Договорное регулирование в сочетании с государственным регулированием общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, является одновременно не только принципом трудового права, но и элементом метода данной отрасли российского права, то есть способа этого регулирования (ст. 9 ТК РФ).
К договорному регулированию относится прежде всего установление сторонами условий труда в трудовом договоре. На первый взгляд может показаться, что индивидуально-договорное регулирование социально-трудовых отношений носит как бы «вспомогательный» характер по отношению к государственному регулированию. Хотя, конечно, нельзя не иметь в виду тот факт, что именно посредством индивидуально-договорного регулирования путем заключения трудового договора стороны имеют права и обязанности в сфере труда, установленные в централизованном порядке. Заключая же конкретный трудовой договор, стороны с учетом характера (специфики) выполняемой работы (а иногда и социальных потребностей) индивидуализируют условия труда данного работника путем определения для него режима труда и отдыха, возможности установления персональной надбавки к должностному окладу, предоставления дополнительных гарантий и компенсаций и т.п.
В связи с этим вряд ли можно согласиться с категоричным утверждением ряда авторов, что «лишь для отдельных категорий работников трудовой договор является значимым регулятором трудовых отношений. К их числу относятся руководители организаций, профессиональные спортсмены, творческие работники» [1].
Как известно, многие условия труда указанных выше лиц подвергнуты особому правовому регулированию. Например, относительно профессиональных спортсменов действуют правовые нормы, содержащиеся не только в главе 54.1 ТК РФ, но и в специальном федеральном законе [2]. Правовой статус руководителей различных организаций находит свое закрепление как в главах 43 и 55 ТК РФ, так и в ряде специальных федеральных законов [3]. Что касается творческих работников, то некоторая специфика регулирования их труда отражена в ст. 351 ТК РФ.
Таким образом, и для указанных выше категорий работников их трудоправовой статус определяется как специальными, так и общими нормами законодательства РФ о труде, принимаемыми во внимание при заключении с работниками трудового договора. Поэтому стороны такого трудового договора не всегда свободны в выборе тех или иных вариантов поведения, если есть специальная норма, устанавливающая для сторон особые правила поведения, отличные от общего правила поведения. В конечном итоге именно трудовой договор выступает как основной и главный регулятор социально-трудовых отношений с любыми категориями граждан, работающими по нормам трудового права, с использованием общих и специальных норм, определяющих содержание любого трудового договора.
РАСШИРЕНИЕ ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Законодательно установленная возможность договорного регулирования отношений в сфере труда расширяется посредством локального нормотворчества (ст. 8 ТК РФ), которое направлено на реализацию государственных гарантий, обеспечение реальности их предоставления и возможности повышения установленного уровня с учетом экономического положения работодателя.
Не в последнюю очередь на это влияет форма собственности на его имущество, позволяющая при частной форме собственности более гибко управлять трудом, но не всегда, к сожалению, гарантировать в полной мере соблюдение таким работодателем трудового законодательства РФ. И здесь на помощь работникам может прийти достижение договоренностей в рамках социального партнерства между работодателем и соответствующим представительным органом работников по самым различным вопросам регулирования социально-трудовых отношений, на что ориентируют стороны социального партнерства и многочисленные документы МОТ [4].
К сожалению, реальность нашей современной жизни свидетельствует о постепенном сужении сферы государственного, то есть централизованного, регулирования социально-трудовых отношений, в реализации норм которого все более четко прослеживается тенденция необходимости предоставления лишь минимального уровня трудоправовых гарантий для работников.
СУЖЕНИЕ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
К сожалению, реальность нашей современной жизни свидетельствует о постепенном сужении сферы государственного, то есть централизованного, регулирования социально-трудовых отношений, в реализации норм которого все более четко прослеживается тенденция необходимости предоставления лишь минимального уровня трудоправовых гарантий для работников.
Поэтому в последние годы среди этих отношений все большее место занимают отношения по социальному партнерству, взаимодействие субъектов которых (работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и органов местного самоуправления) направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Тем самым социальное партнерство играет важную роль в реализации права работников, работодателей, их объединений на участие в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Правовые основы социального партнерства содержатся в Трудовом кодексе РФ, в части второй которого содержится раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». С принятием в 2020 году новой редакции Конституции РФ на новый, конституционный уровень поднялся механизм согласования и сбалансированности прав и обязанностей гражданина, интересов участников производственного процесса (работников и работодателей) с обеспечением социального партнерства в сфере труда, экономической, политической и социальной солидарности (ст. 75.1 Конституции РФ).
ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Свидетельством значимости социального партнерства в обеспечении сбалансированности прав и обязанностей граждан явилось включение в текст Конституции РФ новой статьи — ст. 75.1 [5].
Согласно положениям данной статьи, носящей ярко выраженный социальный характер, в Российской Федерации конституционно закреплено обеспечение социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности. Содержание ст. 75.1 Конституции РФ «нацелено на достижение в политике Российского государства оптимального соотношения между индивидуальными правами граждан и интересами всего общества» [6].
Конституционный суд РФ в заключении от 16.03.2020 № 1-3 «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти”, а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» [7] дал правовую оценку положениям ст. 75.1 Конституции РФ.
В заключении было указано, в частности, «что все это направлено на достижение в государственной политике, в правовом регулировании и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности. Это также конкретизирует положение о социальном государстве и согласуется с принципом недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод».
Поэтому представляется, что Российское государство, будучи социально ориентированным (ст. 7 Конституции РФ), должно реализовывать политику в области социально-трудовых отношений, направленную на создание условий для достойного труда лиц, работающих по трудовому договору, использовав в полной мере возможности сочетания законодательного и договорного регулирования в отношениях сферы трудового права.