По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/VNE-03-2301-05

Собственные торговые марки розничных торговых сетей как устойчивая тенденция развития торговли

Красильникова Елена Анатольевна к.э.н., доцент базовой кафедры торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Липатов Никита Сергеевич аспирант, базовая кафедра торговой политики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Тенденции развития розничной торговли сегодня в том числе определяются развитием собственных торговых марок. Снижение реальных доходов потребителей, падение покупательной способности, растущий уровень инфляции, поведение жесткой экономии определили увеличение доли private label в структуре объемов продаж. Так, в оценке всего российского рынка доля собственных торговых марок за последние семь лет выросла практически в два раза и составила 7,2%. В некоторых розничных торговых сетях доля СТМ достигает 15% и 2500 SKU продовольственных и непродовольственных товаров.

Литература:

1. Калугина С. А., Макаров А. А., Омарова Б. А., Волошина О. В. Принципы создания собственных торговых марок // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 11–11. С. 56–59.

2. Красильникова Е. А., Бойкова А. В. Трансформация ассортимента ритейла в разрезе тренда здорового питания // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3359–3370.

3. Красильникова Е. А., Брагин Л. А. Структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 633–642.

4. Майорова Е. А. Анализ развития сетевой торговли в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 216–218.

5. Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Инновационный подход к анализу движения покупательских потоков // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 4–1. С. 88–92.

6. Положишникова М. А., Королева В. С. Основные направления повышения эффективности применения собственных торговых марок в деятельности торговых сетей // Вектор экономики. 2019. № 5 (35). С. 153–162.

7. Официальный сайт «Азбука вкуса», раздел «Наши марки». [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://av.ru/catalog/nashi-marki/.

1. Kalugina S. A., Makarov A. A., Omarova B. A., Voloshina O.V. Printsipy sozdaniia sobstvennykh torgovykh marok [Principles of creating own brands] // Sovremennye tendentsii razvitiia nauki i tekhnologii [Modern Trends in the Development of Science and Technology]. 2017. No. 11–11. P. 56–59. (In Russ.)

2. Krasilnikova E. A., Boikova A.V. Transformatsiia assortimenta riteila v razreze trenda zdorovogo pitaniia [Transformation of the retail assortment in the context of the healthy food trend] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Journal of Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3359–3370. (In Russ.)

3. Krasilnikova E. A., Bragin L. A. Struktura tovarnykh resursov Rossiiskoi Federatsii kak osnova formirovaniia bazovogo assortimenta torgovli [The structure of commodity resources of the Russian Federation as a basis for the formation of the basic assortment of trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Journal of Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 3. P. 633–642. (In Russ.)

4. Maiorova E. A. Analiz razvitiia setevoi torgovli v regionakh Rossii [Analysis of the development of network trading in the regions of Russia] // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management]. 2019. Vol. 8. № 1 (26). P. 216–218. (In Russ.)

5. Maiorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T.V. Innovatsionnyi podkhod k analizu dvizheniia pokupatelskikh potokov [Innovative approach to the analysis of the movement of consumer flows] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2022. No. 4–1. P. 88–92. (In Russ.)

6. Polozhishnikova M. A., Koroleva V. S. Osnovnye napravleniia povysheniia effektivnosti primeneniia sobstvennykh torgovykh marok v deiatelnosti torgovykh setei [The main directions of increasing the effectiveness of the use of own brands in the activities of retail chains] // Vektor ekonomiki [Vector of the Economy]. 2019. No. 5 (35). P. 153–162. (In Russ.)

7. Official website «Azbuka Vkusa», section «Own brands». [Electronic resource] — Available at: https://av.ru/catalog/nashi-marki/. (In Russ.)

В 2022 году все сферы народного хозяйства в той или иной степени претерпели изменения вследствие влияния внешних и внутренних факторов [4]. Стратегии импортозамещения, трансформация логистических потоков, изменение структуры потребительских предпочтений сформировали новую реальность сферы товарного обращения [5]. По данным компании NielsenIQ1, 14 500 SKU были выведены из ассортимента за первые девять месяцев 2022 года. При этом появление новых ассортиментных единиц наблюдалось в объеме 13 000, что формирует тренд снижения насыщенности ассортимента. В большей степени подобное 2,3 % сужение ассортиментной матрицы произошло за счет высокомаржинальных товаров, следствием чего стало снижение величины валового дохода и прибыли торговых сетей. Одним из направлений решения сложившейся проблемы стало усиление представленности в ассортименте ретейлеров собственных торговых марок [2]. Важно подчеркнуть, что увеличение доли private label в структуре товарооборота фиксируется аналитиками на протяжении нескольких лет, задолго до выраженного влияния внешних факторов на потребительский рынок [3]. В настоящее время удельный вес СТМ в европейских розничных сетях достигает 30–40 %. По данным исследовательского холдинга Romir2, основными критериями выбора товаров private label являются низкая цена (46,2 %), сниженная цена вследствие маркетинговой акции (24,7 %).

Собственная торговая марка сегодня становится одним из основных факторов конкурентоспособности торговых сетей, эффективное использование которой способствует предоставлению покупателям эксклюзивных товаров, увеличению их лояльности и привлечению новых клиентов вследствие улучшения экономических показателей предприятия [1].

СТМ — торговая марка, принадлежащая хозяйствующему субъекту сферы розничной или оптовой торговли, которая производится по его заказу, им же продвигается и осуществляется прием возможных рекламаций от потребителей относительно ее качества [2, с. 11]. В статье оценим собственные торговые марки ООО «Городской Супермаркет» (далее — «Азбука вкуса»).

Для Цитирования:
Красильникова Елена Анатольевна, Липатов Никита Сергеевич, Собственные торговые марки розничных торговых сетей как устойчивая тенденция развития торговли. Лизинг. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: