В научной литературе существуют разные подходы к классификации собственных торговых марок в зависимости от различных классификационных признаков. Однако общепризнанная классификация собственных торговых марок Авторы: Николаева М. А., директор Отраслевого центра повышения квалификации работников торговли, д-р техн. наук, проф.; Калугина С. А., канд. техн. наук, проф. междисциплинарной кафедры РЭУ им. Г. В. Плеханова отсутствует. Нами предложена авторская классификация СТМ с использованием иерархического и фасетного методов (рисунок).
Торговые марки — вид товарных марок, разрабатываемых продавцами и заказываемых ими производителям. При этом реализация товаров с собственной торговой маркой (СТМ) производится только в предприятиях торговли, принадлежащих владельцу этой марки или работающих с ним по франчайзингу. В других торговых предприятиях товары с такой СТМ отсутствуют.
Разработка и применение СТМ имеет ряд преимуществ для всех заинтересованных сторон: производителя, продавца и конечного приобретателя товаров.
Совместные товарные марки (СовТМ) — вид товарных марок, разрабатываемых и продвигаемых организациями-производителями и продавцами — дистрибьюторами и розничными сетями.
Такими марками чаще всего владеют крупные концерны, осуществляющие производство и дистрибуцию своей продукции (I тип), или розничные торговые сети, которые выкупают или заново открывают производственные предприятия, выпускающие определенные товары с СТМ торговой сети (II тип).
Примером первого типа СовТМ служат марки «Нестле», «Россия — щедрая душа», владельцами которых являются производственные предприятия (ОАО «Кондитерская фабрика «Россия») и швейцарская компания «Нестле», филиалы которой в России, Казахстане и на Украине выступают в качестве импортеров-дистрибьюторов.
Примером второго типа марок служат СовТМ британской компании «Marks & Spenser», в составе которой функционируют и производственные предприятия.
Собственные торговые марки в зависимости от места продавца в канале распределения подразделяются на дистрибьюторские и магазинные.